За два столетия легендарное произведение Эрнста Теодора Амадея Гофмана превратилось в кино, мультфильм, балет и даже оперу. Кажется, ни одна театральная афиша не обходится зимой без этой сказки, на которую стремятся попасть не только дети, но и взрослые.
Свою рождественскую феерию 30-летний Гофман сочинил для детей друга, Юлиуса Хитцига. Имена первых слушателей, Мари и Фрица, увековечены на страницах этой волшебной истории, а в добром крестном Дроссельмейере легко угадывается сам автор. "Щелкунчик" был напечатан в сборнике "Детских сказок Карла-Вильгельма Саличе-Контессы, Фридриха де ла Мотт-Фуке и Э. Т. А. Гофмана". Эта книга считается первым собранием детских романтических произведения в немецкой литературе. Хотя надо сказать, что оригинальный сюжет сказки был отнюдь не таким праздничным, каким мы привыкли воспринимать его сегодня. Перед тем, как попасть в Марципановый замок, героев Гофмана ждало множество мрачных сюжетных перипетий, из которых набрался бы полноценный материал для современного ужастика. Тем не менее, книга имела успех.
В 1818 году сказка легла в основу уже совсем недетского по смыслу произведения Эрнста Морица Арндта "Крысиный король Бирлиби". В этой короткой сказке, занимающей буквально пару страниц, нет Щелкунчика, зато детально прописан отрицательный герой – Крысиный король, которому противостоит простой немецкий крестьянин.
Куда более безобидную адаптацию сказки в 1844 году создал Александр Дюма-отец. Французскому читателю был чужд мистицизм и мрачность немецкого романтизма, поэтому у версии Дюма больше сходства с "Тремя мушкетерами", чем с оригиналом Гофмана. Тем не менее, именно эта бравая приключенческая история послужила основой для либретто хореографа Мариуса Петипа, из которого родился великий балет Чайковского.
Премьера третьего балета Чайковского в хореографии Петипа – "Щелкунчик" – состоялась на сцене Императорского Мариинского театра в декабре 1892 года. Произведение новаторское, в первую очередь, за счет сложных музыкальных образов, далось композитору нелегко. Петипа заказал Чайковскому красивую рождественскую сказку, но перспектива сделать музыкальную "конфетку" Петра Ильича не привлекала. Отсюда уникальное сочетание сладостной праздничности и драматичной серьезности в этом балетном шедевре. К тому же Мари стала Машей.
В 1919 году балет вошел в репертуар Большого театра, а с 1966-го закрепилась традиция ежегодного исполнения "Щелкунчика" 31 декабря. Именно тогда вышла ставшая классической для русской балетной сцены версия Юрия Григоровича. В ней главной героиней становится Маша, партию которой блистательно исполнила тогда прима Большого Екатерина Максимова. Григорович рассказал не просто новогоднюю сказку, а историю превращения ребенка во взрослого человека, на пути которого встречается множество опасностей.
Вполне естественно, что с появлением кинематографа популярная детская сказка стала объектом интереса режиссеров и аниматоров. Первопроходцем ожидаемо стал Уолт Дисней. В 1940 году его студия выпустила мультфильм "Фантазия", состоявший из девяти фрагментов, в которых классическая музыка сочетается с анимационным сюжетом. "Щелкунчик" стал жемчужиной этого сборника. Дирижером планировали пригласить самого Тосканини, но в итоге с этой задачей прекрасно справился британско-американский маэстро Леопольд Стоковский. В 1973 году на экраны вышел советский мультфильм Щелкунчик.
С тех пор кинематографисты не раз возвращались к классическому сюжету. В 2011 году Андрей Кончаловский выпустил полнометражный художественный фильм в формате 3D. Режиссер признался, что работал над этим замыслом 40 лет. Картина была снята с поистине голливудским размахом. Съемки велись в Великобритании и Венгрии, а бюджет ленты составил 90 миллионов долларов. Тем не менее, фильм с большим количеством спецэффектов и американскими актерами в российском прокате не окупился. Сегодня "Щелкунчик" по-прежнему остается востребованным сюжетом и актуальным источником вдохновения По материалам Анны Михайловой
Замечательно! Много раз смотрела, и где только не смотрела, но с удовольствием пошла бы ещё не один раз. Музыка Петра Ильича завораживает и балет оставляет неизгладимое впечатление. Приятного Вам просмотра, Галина.
Я несколько лет назад ходила в местный театр. Билеты остались только на дневной сеанс, спонтанно пошли. Труппа актёров переиначила сказку немного и к великой радости детей Мышиного Короля не убил Щелкунчик. За него поручилась Фея и взяла его на поруки. Мышиный Король влюбился в неё по уши, перестал безобразничать и они сыграли свадьбу )) Такого Щелкунчика я не видела нигде! Надо сказать, Мышиный Король был просто душка ))
Да, Алиса, прекрасная постановка с великолепными декорациями и костюмами! Вдобавок, в Новосиирском Оперном, очень большая сцена! Выглядит все впечатляюще!
По одной этой декорации можно судить. Спасибо Вам, что поделились фотографией, Маргарита. Для меня Щелкунчик- самое любимое представление в новогодние дни. Очень рада, что здесь много соратников
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 19