Главы 1,2
Глава 1
С самого раннего утра глашатай на коне объезжал столицу герцогства, сообщая всем её жителям радостную весть - у герцога Теодора родилась дочь!
Три дня народу позволено не работать, а пировать в честь рождения наследницы влиятельного герцога. Девочку назвали Матильдой. Теодор был уже немолод, когда женился, он очень любил свою юную жену и сразу же проникся любовью к дочери, не представляя уже своей жизни без них обеих.
Когда Матильда чуть подросла, Теодор пригласил молодого, малоизвестного, но талантливого придворного художника Ферьера писать её портрет. Художник работал долго и ответственно. Портрет Матильды получился настолько реальным, что Теодор решил одним портретом не ограничиться. Он захотел запечатлеть жизнь дочери на полотне. Была создана серия портретов, которым герцог даже дал название - “Младенчество”, “Детство”, “Юность”. Отец планировал и дальше восхищаться портретами дочери, выполненными художником, но коварная болезнь свела его в могилу.
Спустя время после кончины отца, Матильда вышла замуж за правителя соседнего герцогства - герцога Вильгельма, присоединив к его владениям и свои. И Вильгельм, супруг Матильды, решил продолжить традицию, начатую Теодором - писать портреты Матильды. Так была создана картина “Зрелость”, а со временем - и “Старость” и все эти картины были объединены единым названием, придуманным ещё Теодором - “Жизнь Матильды”.
Художник Ферьер был уже очень стар. Матильда, выйдя замуж, не оставила его в замке отца, а взяла с собой. В замке у него была своя мастерская, которую он, практически, не покидал, продолжая работать над картинами.
Как-то однажды к герцогу Вильгельму обратилась одна из служанок.
-Ваша Светлость, мне необходимо вам что-то сказать. - Девушка была очень взволнована.
-Что ты хочешь сообщить мне? - Вильгельм не совсем внимательно слушал нервный лепет служанки.
-Я проходила мимо мастерской Ферьера и услышала как он с кем-то разговаривает. Слов я не разобрала и решила заглянуть в нему, узнать с кем это он так ласково говорит. Я заглянула в мастерскую и увидела, что он разговаривает с... портретом, а на портрете изображена была Её Светлость герцогиня Матильда в… гробу…
-Что?! Что ты сказала?! Герцогиня написана в гробу?! - Закричал Вильгельм. Изумление его было столь велико, что он не мог сдерживать своих чувств. - Да как он посмел такое сотворить?! Немедленно приведи его ко мне. Немедленно!
Дрожа от страха за себя и за художника, служанка побежала выполнять приказ герцога. Она вбежала в мастерскую Ферьера и, давясь словами, быстро заговорила. - Его Светлость… разгневан… очень разгневан… желает видеть вас… торопитесь…
-Что-то случилось?
-Я… я не знаю… но он очень зол... - горничная не стала говорить художнику правду - ...идите к нему, не навлекайте на себя ещё больше гнева и неприятностей.
Удивлённый словам служанки, Ферьер заторопился в покои герцога. Когда он вошёл к нему, то не узнал его. Всегда сдержанный, добрый и приветливый, Вильгельм был похож на дьявола, причём разъярённого.
-Как… как ты посмел это сделать?!
-Что Ваша Светлость? Простите, но я не понимаю о чём вы.
Художник, действительно, не мог понять, что вывело герцога из себя.
-Да как ты посмел это сделать?!
-Что Ваша Светлость я сделал дурного? Чем так прогневил вас?
-Ты… ты написал портрет моей супруги.
-Я всегда пишу её портреты и это не выводило вас из себя. Что же случилось сейчас?
-На картине моя супруга изображена в... гробу. Почему ты написал такую картину? Она позировала тебе?
-Ах, вот вы о чём… нет, Её Светлость мне не позировала.
-Ты думаешь она уйдёт раньше тебя? Тебя, старика!! Ты же старше неё. Это ты умрёшь раньше неё. Ты!! Это она будет видеть тебя в гробу, а не ты её. Как ты посмел написать такое, не испросив у меня позволения?!
-Ваша Светлость, вы вправе меня наказать, но мне было позволено ещё её отцом.
-Что? Что тебе было позволено?
-Герцог Теодор просил меня писать её портреты и я писал.
-Но почему ты написал такой страшный портрет.
-Он не закончен, ваша светлость.
-И не будет закончен. Ты сейчас вернёшься к себе и уничтожишь его, а потом доложишь мне об этом. Ты понял меня?
-Да, Ваша Светлость. Я всё сделаю так как вы велите.
-Иди к себе да поживее, уничтожь портрет и принеси мне его лоскуты. Иди!
Герцог был очень возмущён поступком художника и обдумывал ему наказание, несмотря на его преклонный возраст. Слуги были напуганы, видя гнев герцога. Они не знали причины и даже не догадывались о ней и только горничная зная правду, скрывала её.
В этот день художник не пришёл к герцогу. Когда на следующий день Ферьера нашли мёртвым в его мастерской, все слуги были уверены в том, что герцог наказал художника смертью и стали побаиваться Вильгельма. Каждый из прислуги старался работать как можно усерднее, чтобы не вызвать гнева герцога и не быть убитым как Ферьер. Когда герцогу сообщили о смерти художника, тот мало удивился. - Его постигла божья кара и мне его не жаль. - Произнёс Вильгельм и постарался тут же забыть о нём, но прежде, чем забыть Ферьера навсегда, решил посетить его мастерскую. Но посетить без свиты, одному. Войдя в мастерскую Ферьера, герцог принялся искать незаконченную картину, но её нигде не было. Он в гневе разворошил всю мастерскую, разбросал все картины художника, распахнул дверки шкафов, открыл массивные сундуки, комоды, но нигде последней картины художника - герцогини в гробу - он не нашёл. Картина исчезла таинственным образом.
Матильда очень переживала смерть Ферьера. Она любила его и всегда с радостью и интересом проводила время в его мастерской. Герцогиня уже и сама была немолода и смерть любимого художника резко подорвала её здоровье. Прошло совсем немного времени и глашатай, объезжая город, сообщил его жителям горестную весть - любимая всеми герцогиня Матильда скончалась.
-Это всё он! Он, Ферьер виноват в смерти моей Матильды! Не напиши Ферьер этого проклятого портрета и Матильда была бы жива!
Слова проклятия герцога Вильгельма были пущены им во вселенную и услышаны силами тьмы. Проклятие жило, но оно затаилось.
Герцог был безутешен в своём горе, он не мог перенести тяжёлую утрату, жизнь без Матильды потеряла для него смысл. Даже дети - сын и дочь - не могли вернуть ему интереса к жизни.
Спустя недолгое время герцог превратился в глубокого старика, а ещё спустя время, он, попрощавшись со всеми перед сном, больше не проснулся.
С временем дочь герцога вышла замуж, сын - женился и следы их затерялись.
Коллекция картин - “Жизнь Матильды”, состоящая из пяти полотен - “Младенчество”, “Детство”, “Юность”, “Зрелость” и “Старость” хранились в замке Вильгельма до тех пор пока их кто-то не приобрёл. Шестая картина - “Смерть” - найдена так и не была.
***
Наши дни.
Лука блестяще закончил академию художеств и устроился работать в музее. Его всегда привлекала работа реставратора. Он и сам очень любил писать, но когда реставрировал картины, то испытывал ни с чем не сравнимое чувство единения и солидарности с художником, написавшим картину. Лука каждой клеточкой своего тела ощущал присутствие того художника, чью картину он реставрировал и порой ему даже казалось, что картина разговаривает с ним. А может… ему и не казалось это вовсе...