Постепенно промысел разрастался. Солевары освоили и Большой Варничный остров. Но частые разливы Ангары в период ледостава вынудили его жителей перебраться на высокий берег Соснового острова, где и возникла деревня Михалева. Соляная варница на Малом Варничном острове в 1671 году сгорела. После пожара Михалёвы избу и производство соли переносят на Сосновый (ныне Красный) остров.
Известный путешественник и дипломат Николай Гаврилович Спафарий, проплывая 2 сентября 1675 года вверх по Ангаре с посольством в Китай, писал:
«на правой стороне – деревня Михалева, а стоит на острове, а против деревни, на той же стороне, – остров, и на том острове жители той деревни Михалевой соль варят, а иным варить не дают...» Михалёвы владели соляными промыслами почти два десятка лет. После смерти Гавриила и возникших разногласиях между наследниками, Анисим Михалев принимает решение о продаже своей доли усолья иркутскому купцу Ивану Ушакову, а сам обосновывается на левом берегу вверх по Ангаре в 20 верстах от Иркутска, где основал новую деревню Михалева.
Устюжане по происхождению, братья Ушаковы Иван и Алексей осели в Сибири и вошли в состав посадских людей Енисейска около середины ХII века. Широкую предпринимательскую деятельность Иван Ушаков начал с винных откупов в Енисейском уезде с 1670 года, а уже через пять лет получил более прибыльный откуп в Иркутске. В 80-х годах купеческие интересы Ивана Ушакова начали распространяться на Иркутск. К этому времени он выступает уже как крупный хлебный скупщик и ростовщик, держатель крупнейших в Восточной Сибири квасных, пивных и банных откупов. Ушаковы, будучи местными жителями, сумели раньше других увидеть широкие возможности хлебной и соляной торговли. В сравнительно короткое время, не встречая сильных конкурентов, они стали хлебными монополистами Восточной Сибири. Ушаков организовал в Иркутске мукомольный промысел. На речке Ида, получившей впоследствии название Ушаковка, он поставил плотину и две мельницы. Были они настолько основательны, что действовали еще в начале XIX века.
Претерпел изменения и соляной промысел. Дополнительной статьей дохода к соледобыче стали кожевенный и мыльный заводы, устроенные на Сосновом (Красном) острове. Все работы осуществлялись проживавшими около Усолья пашенными крестьянами, нанимавшимися Ушаковым. Выварка соли производилась пятью наемными работными людьми – тремя солеварами с платой 20-30 рублей в год и двумя чумаками – по 15 рублей. Если Михалевы добывали в год от 200 до 475 пудов соли, то Ушаковы – по 400-500. В 1683-84 годах они получили со всех принадлежащих им усолий 2660 пудов, а с 1680 по 1686 год – 12360. Соль быстро расходилась среди жителей Иркутска и местного населения, оказывая серьезную конкуренцию Илимскому казенному солеваренному заводу. Илимский воевода князь Иван Гагарин в конце 1682 года с тревогой сообщал в Москву, что казенному промыслу «учинилась немалая помешка» от Ивана Ушакова, продававшего соль и в илимских землях вдвое дешевле. Поэтому Сибирскому приказу в 1683 году пришлось запретить Ушакову торговать солью в Илимске и Якутске. Стоимость пуда соли тогда составляла три алтына две деньги, цена на месте – пять алтын, в развоз – до восьми алтын.
После смерти Ивана Ушакова Алексею пришлось продать почти все свои владения. Приобретает всё производство и варит соль до 1704 года иркутский житель Игнатий Юринский. Хотя он и производил соль беспошлинно, но продавал её по очень высокой цене (16 копеек за пуд). Служилые иркутские люди направили царствовавшему тогда Петру I челобитную с жалобой на дороговизну соли и с просьбой
«чтоб Великий Государь их пожаловал, велел с острову игумену Макарию с братиею соль варить, чтобы в соляном пожаловании им, служилым людям, в оклад их недодачи и скудости не было». С 1704 года, по свидетельству летописца Петра Ильича Пежемского, данной игумену Иркутского Вознесенского монастыря Макарию
«Сего 1704 года этою грамотою означенные Ангарские острова с соляными прожилинами отданы Вознесенскому монастырю с тем, чтобы монастырь варил соль на свой счёт для своей потребы и для всех монастырских людей и крестьян и с условием, чтобы игумен доставлял в государеву казну пятый пуд на продовольствие служилых людей в Иркутске, а денежной пошлины в казну по два рубля на каждый год, вольная же продажа соли монастырю запрещена впредь до особого на то государева указа». На средства Вознесенского мужского монастыря на Малом Варничном острове в 1705 году была построена первая монастырская варница, названная Вознесенскою. С каждой вари получали до 70 пудов соли. На монастырской варнице совершали до 144 варь в год, что в два раза превысило выварку соли бывшими ушаковскими приказчиками. Рядом с варницей было выстроено три соляных амбара, хлебный амбар, работная изба, кузница и монашеская келья.
Однако вскоре выяснилось, что монастырские служители утаивали часть соли, допускали злоупотребления, чем нарушали условия и принятые обязанности, указанные в челобитной. Узнав об этом, иркутский воевода Мирон Синявин написал письмо сибирскому губернатору Матвею Петровичу Гагарину, где указал на скрытие монастырем фактически добытой соли. В 1709 году губернатор распорядился монастырский соляной промысел передать в казну.
В 1706 году казна возвращает себе Усольский соляной завод, заплатив за это 260 рублей. Через 22 года казна вновь передаёт соляные промыслы Вознесенскому монастырю.
Несмотря на нестабильность развития, Иркутский солеваренный промысел к середине XVIII века значительно увеличил свою мощь. Для обслуживания варниц были приписаны крестьяне из монастырских земель и нанимались «гулящие люди». Они составляли основную массу поселения на Сосновом острове. Жители его занимались добычей соли, выделкой кож и мыловарением. В 1723 году в поселке была построена Спасская церковь. После чего и остров стал именоваться Спасским, а поселок «у соли» превратился в Спасскую соляную слободу.
В 1764 году своим указом Екатерина II установила новые штаты духовных учреждений Российской Империи, по которым Иркутскую епархию отнесла к третьему классу, провела секуляризацию церковного имущества, освободила Вознесенский мужской монастырь от ведения хозяйственных дел, в т.ч. от солепромысла в Усолье, переданного в ведение казны.
Соляные промыслы находились в ведении монастыря до 1764 года, после чего поступили в казну. О прекращении выварки соли монастырем и передаче промысла под государственное управление был издан специальный указ Екатерины II от 9 августа 1764 года:
«Повелеваю сдать имеющиеся монастырем усолья Иркутской канцелярии со всеми при сем строениями, амбарами – немедленно». С этого времени Иркутские соляные источники сначала были отданы в аренду, а с 1785 года казна сама взялась за производство соли.
На заводе с 1765 года, когда Усольские соляные варницы поступили в казённое управление, стал применяться труд ссыльных каторжан. И на многие годы Усольский сользавод становится местом отбывания назначенного срока наказания «государственных преступников», среди которых были и декабристы, и польские повстанцы, и крестьянские бунтари, и революционеры различных партий, противники царского самодержавия. С 1870 года постоянным поставщиком рабочей силы на Усольские варницы становится
Александровская пересыльная тюрьма, или, как её называли, Централ.
Сюда были сосланы «пугачевцы» и участники холерных бунтов, общественных движений и восстаний. В августе 1826 года на каторжный сользавод прибыли участники восстания на Сенатской площади декабристы Евгений Петрович Оболенский и Александр Иванович Якубович. В соседнем селе на поселении после отбывания каторги проживал декабрист Александр Иванович Одоевский, автор ответа на послание А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд». Декабрист Пётр Фёдорович Громницкий умер в Усолье от туберкулеза и на месте его захоронения поставлена мемориальная доска. В 1863 году, после подавления национально-освободительного движения в Польше, соляную каторгу познали польские повстанцы. Первым польским ссыльным в Усолье был полковник повстанческих войск Петр Яцек Одровонж Высоцкий – один из организаторов и активный участник восстания 1830-1831 годов в Варшаве.
10 июля 1864 года, закованного в ножные кандалы на каторжные работы в Усолье, привезли революционера-демократа
Николая Гавриловича Чернышевского. Чернышевского в Усолье окружили своим вниманием около ста политических каторжан - участников польского восстания 1863-1864 гг. Он нашел в Усолье своих единомышленников.
«Я приехал в Усолье 10 июля 1864 года, — писал Николай Гаврилович своей жене Ольге Сократовне, —
с этого дня считается начало срока». Пребывание виднейшего революционера в Усолье, горячий прием, устроенный ему политическими ссыльными, вызвали с первых же дней беспокойство и страх чиновников. Они боялись, что Чернышевский окажет революционизирующее влияние на политкаторжан. Всего 12 дней находился в Усолье Чернышевский, но его пребывание оставило заметный след в истории Иркутского солеваренного завода.
Персонально, естественно, всех перечислить невозможно. Не отметить же наиболее видных деятелей ссылки, к тому же оставивших заметный след в жизни усольчан того времени, просто нельзя. Участники польского национально-освободительного движения живописец и рисовальщик Александр Сохачевский и художник-любитель, фотограф Станислав Катерля, а также некоторые другие, сделали ряд рисунков на листах почтовой бумаги в виде заставок к письмам. На этих рисунках изображены виды Усолья, особенно солеваренного завода. Этими рисунками пользовались не только художники, но и их товарищи. Посылая письма своим родным, они старались передать изображение тех мест, где они отбывали каторгу.
Комментарии 4
А теперь про Тыреть ...