#Сокровища_БиблиотечногоМузея
#Николаевская_Сельская_Библиотека
Дорогие друзья, мы продолжаем знакомить вас с экспонатами библиотечного мини-музея. Представляем вам предмет старинной кухонной утвари - ухват. Ухват по-другому назывался рогачом. Само слово «ухват» происходит от слова «хватать». Такое же определение ухвату дают и современные исследователи: «Ухват – рогач, кухонная утварь, предмет для постановки в русскую печь и вынимания из неё горшков и чугунков». Но почему только горшков и чугунков? Всё дело в форме посуды. Круглый, с узким донышком и более широкими боками горшок или чугунок позволял продеть нижнюю, узкую часть между рогами ухвата и поднять его немного вверх, так что "заплечиками" посудина плотно садилась на рога. Затем, подняв горшок или чугунок, его можно было переместить в печи.Поскольку в каждом доме было много горшков и чугунков разных размеров, то и ухватов было сразу по несколько штук: больших и маленьких, на длинной и короткой рукояти. Под каждый размер чугунка свой ухват. Рукоять ухвата вырезали из дерева. А ту часть, которой подхватывали чугун или горшок, делали из железа. Ухват изготавливали в деревенской кузнице. В старину бытовала про ухват такая загадка: "Рогат, да не бык, хватает, да не сыт. Людям отдает, а сам на отдых идет…" Любили наши предки наделять предметы домашнего быта свойствами живых существ. И чем чаще использовалось в хозяйстве то или иное приспособление, тем более одушевлённым оно становилось в русском фольклоре и в сознании заботливых хозяев. Любой предмет в крестьянском хозяйстве не только выполнял бытовую функцию, но и скрывал в себе глубокую сакральную информацию. Например, чтобы при уходе хозяина из дома не ушёл домовой, необходимо было загородить печь ухватом или закрыть печной заслонкой. Также существовало поверье о том, что ухват, поставленный возле печи рогами вверх, защищал жилище от проникновения нечисти, как настоящий оберег. Защищал ухват и от колдунов.
В старину в разных уголках России использовали ухват и во многих обрядах: родильных,свадебных, похоронных, в опахивании села от мора, в обрядах календарных праздников. Например, при ряжении на Святках: ряженые могли носить с собой ухват, или же сделать из него фигуру «козла» или «коня». Для этого из сена формировали «голову» и насаживали её на рога ухвата.
Ухватом пользовались еще в XX веке, пока в деревнях и сёлах готовили еду в русской печи. Только с распространением в быту электрического и газового оборудования печи и печная утварь стали уходить из обихода.
В нашем музее хранится целых три ухвата, все они разного размера и происхождения: два из них промышленного производства, а один, самый маленький, изготовлен в деревенской кузнице местными умельцами. Более подробную информацию об ухватах можно найти в энциклопедии "Русская изба", посетив Николаевскую сельскую библиотеку.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев