ПРИЗНАЙТЕ ЧУВСТВА
Оцените ситуацию и озвучьте то, что, по вашему мнению, могут чувствовать дети. Произнесите это, выбирая формулировки, которые относятся к ситуации, а не к устойчивым качествам ребенка— “ты разозлен”, а не «ты злой». Старайтесь сказать про каждого из детей. «Похоже, ты очень злишься на брата. А тебе очень обидно»; “Тебе страшно, когда кто-то так кричит. А ты хочешь защитить свои игрушки и не хочешь их никому давать”; “Я вижу вам трудно поделить мяч, вас много, а он один”.
НЕ ПЕРЕУБЕЖДАЙТЕ ДЕТЕЙ
Если ребенок говорит о своей враждебности к другому ребенку, не переубеждайте его и не запрещайте высказываться— “нет, ты любишь брата”, “я не позволю так говорить”. Слова—выход эмоций. Если нельзя поделиться эмоциями, враждебность только нарастает. Дайте детям высказаться.
ОПИСЫВАЙТЕ ТО, ЧТО ВИДИТЕ
Скажите: «Я вижу два мальчика ужасно разозлены»; “Судя по крикам, вы не можете договориться”, “Эй, у тебя в руке палка и ты направляешь ее на брата, это очень опасно”. Если один или оба ребенка злятся, но удерживаются от запрещенных действий, опишите происходящее положительно: «Даня пока действует цивилизовано, но я вижу, ему уже трудно сдерживаться».
ОЗВУЧЬТЕ ПРАВИЛО
Назовите правило кратко и твердо. Правило должно быть ясным и однозначным: «братьев не бьют», “это слово использовать нельзя”, “в нашем доме чужие вещи не ломают”.
ОЗВУЧЬТЕ СВОИ ОЖИДАНИЯ
Скажите детям о своих ожиданиях. «Я жду, что мои дети найдут другой способ договориться, не драку». “Надо разделить три куска мела на двоих. Я думаю, вы найдете какой-то выход”.
Вложите в свои слова подсказку, как детям нужно действовать. Выражайте уверенность, что дети способны решить проблему и при этом учесть правило и собственные интересы.
ВСПОМНИТЕ СИТУАЦИЮ УСПЕХА
Напомните о прошлом событии, когда дети смогли сотрудничать в сложной ситуации и помочь друг другу.
Скажите: «Я помню, как ты подхватил Лену, когда она чуть не упала из коляски», “Девочка, которая смогла подарить сестре свою куклу, наверняка сможет что-то придумать и сейчас”.
СКАЖИТЕ, ЧТО ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ
Когда вам не нравится, что происходит между детьми, выразите свои чувства, не занижая их. Например: «Ненавижу когда вы деретесь!», “Мне не нравится, когда так обзываются!” Не говорите о качествах детей—только о ситуации.
ДЕЙСТВУЙТЕ, НО НЕ ОСКОРБЛЯЙТЕ
Если ссора переросла в драку или поломку вещей—действуйте, но не оскорбляйте. Возьмите ребенка за плечи, за руку, но не грубо. Твердо произнесите запрет: «Я не позволю тебе бить сестру», “Я не разрешаю ломать игрушки”.
ПОЖАЛЕЙТЕ ПОСТРАДАВШЕГО
Если один ребенок ударил другого, сосредоточьтесь на пострадавшем. Приласкайте, погладьте ударенное место, не говорите об агрессоре. «Ой, больно ноге. Бедняга. Давай поглажу», “Иди скорее ко мне, я тебя поцелую, давай пожалею”. Покажите как исправить содеянное: «Эта башня развалилась, я хочу помочь тебе начать ее восстанавливать».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев