Александр Степанович Грин (1880 – 1932) – известный русский прозаик и поэт, работал в жанре неоромантизма, использовал в своих произведениях элементы символической фантастики.
Александра Грина называют самым романтичным писателем своей эпохи. Его перу принадлежат около четырехсот произведений. Особое место среди них занимает повесть-феерия «Алые паруса», которая унося читателя из серого и унылого реального мира, перемещает его в вымышленную страну. Эта страна, с легкой руки критика К. Зелинского, стала называться Гринландией. По мнению некоторых исследователей, это место все-таки есть на карте, и находится оно на юге морской границы Китая. Это мнение ученые обосновали тем, что автор часто упоминает в своих произведениях Тихий океан, Новую Зеландию и др.
Сам писатель свято верил, что мечты сбываются, но только в том случае, если это настоящие мечты. Сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение – источник высоких человеческих страстей. Она не дает успокоиться, показывая, новые сверкающие дали, иную тревожащую нас жизнь, желание этой жизни. В этом ее ценность, и в этом ценность не выразимого подчас словами, но ясного и могучего обаяния рассказов Грина.
Он прожил тяжелую жизнь. Все в ней, как нарочно, складывалось так, чтобы из него сделать преступника или злого обывателя. Но этот угрюмый человек через все тяготы жизни пронес, не запятнав, дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку. Настоящая фамилия писателя – Александр Гриневский (Грин – творческий псевдоним). Он родился 23 августа 1880 г. в городе Слободской Вятской губернии. Сейчас этот населенный пункт относится к Кировской области. Никто из членов семьи будущего известного литератора не имел к искусству ни малейшего отношения.
Его трудовая биография началась очень рано и была достаточно разнообразной. Он переплетал книги, рыбачил, работал на железной дороге, потом устроился грузчиком и землекопом, отметился в качестве артиста бродячего цирка. После окончания Вятского училища в 1896-м, отец выделил сыну 25 рублей и благословил его на поездку в Одессу. Грин решил воплотить в жизнь свою детскую мечту о море. Приехав туда, молодому человеку снова пришлось вести бродячий образ жизни, ему не на что было даже купить еду.
В конце концов, Грин попал на судно, и буквально сразу испытал горечь разочарования. Раньше ему казалось, что моряк – это сплошная романтика, а в действительности пришлось прочувствовать тяжесть и рутину матросского труда. Александр серьезно разругался с капитаном корабля и бросил это занятие.
Жить становилось все труднее, средств к существованию не было вообще. Поэтому в 1902-м он отправился служить в армию. Однако и здесь, под тяжестью солдатского быта, Гриневский долго не выдержал – дезертировал. Затем увлекся революционными идеями, развивал бурную подпольную деятельность. После ареста в 1903-м, Александр отправляется в Сибирь на долгие десять лет. Потом недолго жил в Петербурге под чужим именем.
Начало творческой биографии Грина пришлось на 1906 год. Именно тогда он написал свой первый рассказ «Заслуга рядового Пантелеева», и с того времени уже полностью отдался литературной деятельности. В рассказе шла речь о нарушениях в армии.
Автор издал это произведение под псевдонимом А. С. Г., оно стало агитационной брошюрой для военнослужащих. Полиция конфисковала весь тираж прямо в типографии и сожгла его. Грин был уверен, что сочинение утрачено навсегда, но спустя много лет после его смерти, в 1960-м, удалось разыскать единственный сохранившийся экземпляр, который московская жандармерия хранила в качестве вещественного доказательства.
Спустя некоторое время Грин написал новый рассказ – «Слон и Моська». Его судьба была аналогична участи дебютного произведения автора. В продаже появилась только повесть Александра Грина «В Италию», которую разрешили продавать легально.
В 1908 году писатель выпустил свой первый сборник рассказов, под которым стояла подпись «Грин». После этого сборники начали выходить почти каждый год. Грин отличался большим трудолюбием, на протяжении года он написал тридцать рассказов, объединял их и отдавал в печать. Материальное положение автора заметно улучшилось. В 1913-м он представил на суд читателей три тома своих произведений.
С каждым годом, с каждой новой работой, мастерство Грина становилось все более совершенным. Он писал на разные темы, находил невероятные сюжеты, поражающие глубиной и непредсказуемостью. В каждой из его книг были афоризмы и цитаты, впоследствии ушедшие в народ.
Творчество Александра Грина находится на каком-то особом месте в отечественной литературе. Так как он, не писал никто – ни до него, ни после. Ему даже не пытались подражать, слишком необычным был жанр, в котором он трудился. Однако не обошлось без обвинений в адрес самого Грина. Многие критики считали, что он заимствует свои сюжеты у других известных прозаиков – Джека Лондона, Эдгара По, Стивенсона. Но после того как тексты Грина подверглись тщательному анализу, стало понятно, что сходство было очень поверхностным и не имело никакого значения.
Две жизни, два человека, два образа слились в одной тяжелой и странной судьбе последнего русского романтика – Александра Грина.
Он всегда следовал своему же собственному совету: «Став капитаном, не сбивайтесь с пути и не слушайте никого, кроме себя».
Одно из самых своих знаменитых произведений – «Алые паруса» – Грин начал писать в 1916 г. и закончил в 1922-м. Писатель не вынашивал эту идею долго и мучительно, наоборот, все получилось достаточно спонтанно. В одном из магазинов игрушек он увидел корабль с белым парусом. Именно тогда он понял, что это какая-то подсказка, но сразу не мог ее сформулировать и понять. И только спустя немного времени, когда он представил эту лодочку под алым парусом, он вдруг увидел развитие сюжета.
В январе 1923 года «Алые паруса» были изданы отдельной книжкой в Петроградском частном издательстве Френкеля с небольшой изящной гравюрой трехпарусного кораблика на обложке художника А. Могилевского.
Критика на издание этой книги отреагировала по-разному. В «Красной газете» писали: «Милая сказка, глубокая и лазурная, как море, специально для отдыха души». В «Литературном еженедельнике» злословили: «Кому нужны его рассказы о полуфантастическом мире, где все основано на «щучьих веленьях», на случайностях и делается к общему благополучию. Пора бы, кажется, делом заняться».
Советская власть так и не приняла писателя Грина с его чудаковатым модернистским стилем, фантазиями и сказочными мотивами, далекими от жизни. Он не откликался на призыв эпохи, и эпоха мстила ему. «Дайте что-то на темы дня!» – просили издатели. Но на темы дня он писать больше не умел, только на темы души, которая была не интересна советской власти. Работал много, но печатать перестали.
В 1944 г. книга «Алые паруса» вновь увидела свет. В предисловии к ней К. Г. Паустовский писал: «Сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение – источник высоких человеческих страстей. Она не дает нам успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь. Она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни».
К читателям новых послевоенных поколений «Алые паруса» пришли далеко не сразу. В 1950 году в журнале «Новый мир» Грин был обозван космополитом и едва ли не врагом отечества, третьесортным писателем, не являющимся крупным явлением в литературе, его произведения были запрещены и изъяты из библиотек.
Но время быстро менялось, пришла так называемая «оттепель», и спустя шесть лет читатели уже держали «Избранное» А. Грина с восторженным предисловием К. Паустовского.
В постсоветское время критики стали писать об Александре Степановиче, что под авантюрами и приключениями в его произведениях скрыта высокая художественная мысль и сложная личностная концепция. Некоторые современные критики считают А. Грина наивным, не приспособленным к миру и сохранившим до конца жизни юношеский максимализм.
«Алые паруса» стали символом и гимном поколения 60-х-70-х гг. В дальних плаваниях, у лесных костров, в палатках геологов, в студенческих стройотрядах слагали и пели песни с упоминаниями тех же знакомых имен и городов. И сегодня эта романтическая история любви покоряет новых читателей и вселяет уверенность им, что чудеса существуют там, где в них верят.
Художников¬-иллюстраторов произведения «Алые паруса», не так уж мало, наберется больше десятка. Но удачными можно назвать далеко не все работы. Нельзя, иллюстрируя Грина, идти по проторенному пути банально-реалистической иллюстрации, тем более, когда речь идет об «Алых парусах». Почти сто лет завораживающее читателей сочинение полно такой неизъяснимой мистической прелести, что справиться с ним дано только художнику с душой романтика, с чутьем, пристрастием, тягой к подобным литературным загадкам.
Впервые иллюстрации к «Алым парусам» появились в 1963 году в многотиражном шеститомном собрании сочинений в издательстве «Правда». Иллюстратором стал Савва Григорьевич Бродский (1923–1982).
«Алые паруса» – художественный фильм режиссера Александра Птушко, вышедший в 1961 году на киностудии «Мосфильм» (производство – Творческое объединение детских фильмов), за первый год проката его посмотрели более 20 миллионов зрителей. Это первая экранизация одноименной повести-феерии писателя Александра Грина. Актеры: Анастасия Вертинская, Василий Лановой, Иван Переверзев, Николай Волков, Сергей Ромоданов, Олег Анофриев, Павел Волков, Зоя Федорова, Евгений Моргунов, Эммануил Геллер и другие.
Нет комментариев