В богослужебных книгах Православной Церкви под 6 января по старому стилю (19 января по новому стилю) можно прочитать название праздника — «Святое Богоявление, Крещение Господа нашего Иисуса Христа». Слово «Богоявление» является кратким выражением событий, которые произошли во время Крещения Иисуса Христа от Иоанна Крестителя на реке Иордан. В Евангелии от Матфея это описано так: Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,?— и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 16–17).
.
Во время Крещения Господня происходит явление Святой Троицы, отсюда и название — Богоявление.
.
Крещенская вода
Главной особенностью праздника Крещения Господня является Великое освящение воды, которое совершается дважды — в Крещенский сочельник 18 января и в сам день праздника 19 января. Это водоосвящение совершается по одному и тому же чину, то есть читаются одинаковые молитвы. Поэтому и вода, освященная и в Сочельник, и в сам день Крещения, называется Великой агиасмой (Великой святыней). Нередко можно встретить мнение, что если два водоосвящения, значит, и вода в эти дни тоже разная — отдельно крещенская, отдельно богоявленская. Но, как мы видим, это не так, а приведенное мнение — суеверие.
Но почему совершается два водоосвящения? Дать точный ответ сложно. Уже в VI веке в Палестине существовала традиция освящения воды в реке Иордан накануне и в сам день праздника Крещения. На Руси существовал обычай (который сохраняется и до сих пор в некоторых местах) совершать Великое водоосвящение 18 января в храме, а 19 января — вне храма, устраивая крестный ход к специально приготовленной проруби — «иордани». Освящение воды является напоминанием о совершавшемся в этот день крещении уверовавших взрослых, прошедших перед этим длительную подготовку, а также прославлением Господа Иисуса Христа, освятившего иорданские струи, приняв Крещение от Иоанна Предтечи.
.
Вслушаемся в слова
Как раскрывается смысл праздника Крещения Господня в богослужебных текстах? Праздник Крещения, точно так же, как и Рождество Христово, имеет Сочельник — 18 января. В этот день совершается Великая вечерня (в этом году она будет совершаться после Литургии), на которой верующие услышат стихиру: «Приклонил еси главу Предтечи (преклонил Ты голову под руку Предтечи), сокрушил еси главы змиев. Пришед в струи, просветил еси всяческая, еже славити Тя, Спасе, Просветителя душ наших». Слова сокрушил еси главы змиев — это цитата из 73?го псалма (Пс. 73, 13). Этот псалом изображает бедствия еврейского народа, порабощенного вавилонским царем Навуходоносором. Плененный народ просит Господа об избавлении, одновременно прославляя Его за прошлые славные деяния: Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли! Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде (Пс. 73, 12–13). Расторгнутое море — это разделившееся Чермное море, а сокрушенные головы змиев — погибшее войско египтян, преследовавшее израильский народ, ведомый пророком Моисеем. Мы просим Господа избавить нас от рабства греху и диаволу, как Он избавил от египетского рабства израильский народ.
Еще одна очень важная для понимания смысла праздника стихира прозвучит на всенощном бдении 18 января вечером: Одевайся светом, яко ризою, нас ради по нам бытии сподобился есть (благоволил ради нас сделаться подобным нам), во струи одевается днесь Иорданския, не Сам сих ко очищению требуя, но нам Собою устрояяй порождение (Он в сей день погружается в струи Иорданские, Сам не нуждаясь в них для очищения). О, чудесе! Без огня изваряет (переплавляет), и назидает без сокрушения (воссоздает без разрушения), и спасает в Него просвещаемыя Христос Бог и Спас душ наших. В этих словах скрыт очень важный смысл: Сын Божий становится человеком и погружается в воды Иордана. Святой пророк и Предтеча Иоанн совершал крещение приходивших к нему людей после исповедания ими своих грехов. Господь Иисус Христос безгрешен, Он не нуждается в Иоанновом крещении покаяния, но ради спасения человека, в знак принятия на Себя грехов всего мира, Господь сходит в реку, возрождая в иорданских струях потомков падшего Адама.
.
Самое важное
Самая важная часть всенощного бдения — канон. На крещенской всенощной читаются два канона, написанные церковными песнописцами Космой монахом и преподобным Иоанном Дамаскиным. Это сложные тексты, но понять их очень важно. Основные темы канона — новое рождение, избавление от власти диавола и греха, просвещение человека Божественным светом.
Господь — это Свет, просвещающий человека, выводящий его из тьмы греха. Воды Иордана становятся символом жизни, ведь именно здесь начинается жизнь обновленного Богом творения.
.
Нельзя забывать…
…о том, что у каждого праздника, связанного с событиями земной жизни Господа, есть общая основа — все это части одного крестного пути. После Крещения Господь отправится в пустыню, чтобы подготовиться к проповеди, где его искушает диавол (см.: Мф. 4, 1–11). Господь побеждает там, где человек терпит поражение. Остается только приобщиться к этой победе.
Газета «Православная вера» № 01 (501)
[Священник Василий Куценко]
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев