Так можно выделить визуально-музыкальные композиции Д. Плаковича. Композитор-художник в 1990 году создал проект «Music Art», включающий в себя следующие произведения: «Джими Хендрикс: звуковой портрет» (1994), «Столица живой музыки» (1994), «Небольшой очерк Мо-царта» (1995) для фортепиано, «Распятие (Адажио)» (1997), «Фортепиано №1», «Портрет Бетховена № 3» (1998), «Портрет Джона Леннона» (1998), «Мир музыки» (2002), «Конкорд, Дискорд» (2002), где каждая пьеса представляет собой музыкальную партитуру-портрет, организованную при помощи традиционной музыкальной нотации.
Работа над созданием композиции начинается с эскиза и рисунка, преобразованного в компьютерной программе для фиксации нотного текста и записи звука. Итог такого процесса – это одновременно визуальный образ и музыкально сочинение.
Проект «Music Art» – это ряд оригинальных композиций; в них именно изображение создает музыку, то есть элементы рисунка (размер изображения, количество используемых деталей и позиционирование на нотах) определяют форму и логику развития музыкального опуса. В поисках своего художественного я Д. Плакович экспериментировал с различными стилями.
Автор в своих работах объединяет слуховые и зрительные ассоциации в единый образ, а все элементы – визуальные и музыкальные – переплетаются. Д. Плакович не только композитор, но и художник-самоучка. Он, в том числе, черпает свое вдохновение из самых разных источников: из звуков повседневности, таких как шум, автомобильная сигнализация или звон телефона и т.д. Сам автор сравнивал роль композитора-художника с работой скульптора, который формирует образ, а не диктует условия восприятия слуховых и визуальных элементов. Изначально в «Music Art» Д. Плакович использовал образы, которые связаны с музыкой; первоначально это были партитуры, на которых изображены композиторы, но постепенно композитор расширял тематику образов и стал привлекать более разнообразные образы. Как отмечает сам автор на своей странице в сети интернет: «Каждый портрет выполнен в стиле известного композитора и связан общим музыкальным мотивом».
Однако одна из самых известных и популярных работ композитора-художника – карта мира, причем именно музыкальная: «World beat music» / «Карта мира» (1990) для 37 инструментов, в партитуре, в которой изображены все страны и континенты; она состоит из 32 тактов, общей протяженностью 40 секунд. Весь музыкальный материал записан на традиционном нотоносце с использованием нотного стана, ключей, нот, тактов и т.д.
Еще одно произведение Д. Плаковича «Симфоническая сюита № 1» (1996) для флейт, скрипок, виолончели и фортепиано, которое состоит из четырех партитур-портретов известных композиторов: И.С. Баха, Л.В. Бетховена, И. Брамса и В. Моцарта.
При этом, конечно, нужно учитывать, что такая необычная нотация музыкального текста связана с наличием портретной изобразительности, и не может определять форму музыкального произведения. Стоит отметить, что на сегодняшний день такое произведение записывается и исполняется на компьютере. Сам же композитор ищет оркестр, который исполнил бы его опусы.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев