Свисток боцманский или боцманская дудка образца Бартона пришла к нам в Россию во второй половине царствования Петра I.
Ранее дудку вручали младшим флотским чинам (унтер-офицерам, боцманматам и боцманам) в пожизненное владение как эмблему власти, и она получила название " боцманской".
Когда на судах основным движителем было весло, а число гребцов на самых больших из них исчислялось сотнями, возникла потребность добиться синхронности их работы, ритмичного темпа гребли. Только так можно было обеспечить необходимую скорость и маневренность тогдашних кораблей.
Нужный ритм в действиях гребцов обеспечивался звуковыми сигналами. Как правило, их подавали свистком, флейтой или гонгом. С появлением парусного флота роль звуковых сигналов, предваряющих команды, возросла еще более. Тогда-то и родилась дудка-свисток особого устройства для подачи сигналов на корабле. История сохранила бесспорный факт — еще в XIII веке дудка употреблялась крестоносцами для вызова команды корабля наверх при схватке с противником на абордаж.
Одно время она была символом должности и даже атрибутом высшей власти. Самый старший из английских адмиралов, лорд-адмирал, носил на шее золотую дудку на золотой цепи. Подобную же дудку, но только серебряную и на серебряной цепочке, носили адмиралы английских эскадр в бою.
Указом британского короля масса золотой дудки была определена равной одной унции (28,35 г), а цепочка по своей массе была эквивалентна золотому дукату (3,4 г). История военного флота Великобритании свидетельствует, что дудка в ее сегодняшнем виде была введена там как память о захвате в морском бою знаменитого шотландского пирата Эндрю Бартона, с шеи которого и была снята дудка Ее взяли за образец и приняли в британском флоте, а до этого времени в употреблении были самые разнообразные свистки.
Существуют доказательства, что боцманская дудка, похожая на ту, что была изъята у Бартона, то есть плоский никелированный ящичек с полым шариком на конце, в который вставлялась слегка согнутая трубка, крепившаяся к никелированной цепочке, пришла в Россию во второй половине царствования Петра I.
Подавать сигналы дудкой — особое искусство. Для этого ее надо взять в ладонь правой руки, прижав шарик, а затем, полусогнув над ним пальцы, сильно подуть в трубку. От дутья и манипуляции пальцами над отверстием шарика дудка меняет тон свиста — от мягкого и глубокого до пронзительно резкого и высокого. Всего существует до 15 различных мелодий, которые трудно изобразить какими-либо нотными знаками. Мелодии эти, как и многие флотские традиции, передаются из поколения в поколение моряков показом и на слух.
В романе «Капитальный ремонт» Леонид Соболев писал: «Немыслим российский военный корабль без дудки. Всякое приказание на корабле предваряется дудкой. Приказание, отданное вахтенным начальником или старшим офицером, птицей летит по кораблю, гонимое свистком дудок из люка в люк, из кубрика в кубрик, пока не отыщет тех или того, к кому оно относится. В матросе же выработан условный рефлекс: свист дудки заставляет его насторожиться и ждать приказания, которое сейчас будет произнесено... Немыслим Российский-военный корабль без дудки. Ритмическим подсвистыванием ее дают темп тяге снастей: резким, нарастающим свистом ее — выгоняют сон из людей по утрам в подмогу горну, особыми переливами — соловьем — команду собирают к полуденной чарке вина, долгой замирающей трелью приветствуют поднимаемый и спускаемый кормовой флаг...»
Отданное приказание покрывалось свистом и трелью дудок, после чего младшие командиры повторяли (репетовали) слова командира громким и ясным голосом без изменений и дополнений.
До появления на кораблях радиотрансляции боцманская дудка являлась неотъемлемым атрибутом главных боцманов и строевых старшин, а также краснофлотцев, наряжаемых вахтенными на верхней палубе. С 1930-х боцманская дудка стала элементом формы одежды парадных расчётов (первой шеренги).
Дудка носится следующим образом: цепочка должна быть стянута у воротника, концы ее выравнены и опущены свободно. На бушлате и шинели дудка подвешивается за петлю второй пуговицы правого борта, а на фланелевой, форменной и рабочей рубахе – за край выреза воротника.
При одновременном ношении противогаза и дудки, цепочка дудки должна лежать сверху плечевой лямки противогаза. Во всех случаях дудка должна висеть поверх цепочки так, чтобы шарик её был повернут вправо.
Приказом № 64 Главнокомандующего Военно-морскими силами 15 мая 1948 года было введено в действие пособие «Сигналы на морской дудке». Документ причислял морскую дудку к средствам внутренней связи и определял 16 различных сигналов, подаваемых ею. Часть из них: побудка, передаточный, на завтрак, на обед, на ужин, большой сбор (все наверх!), аврал, вызов смены на вахту, подвахтенные вниз, подъем (или спуск) флага — предварялись командой, подаваемой голосом. Другие сигналы: тали нажать, пошел (выбрать) тали, завернуть (лопарь, швартов), травить (лопарь, швартов), раздернуть! — выполнялись без подачи команд голосом.
Для облегчения изучения и практического воспроизводства все сигналы изображаются графически, наподобие нотного письма, но при этом вместо пятилинейного используется трехлинейный нотный стан. Все сигналы изображаются на трех горизонтальных линиях комбинацией условных обозначений: длинная черта — постоянный, непрерывный звук; ряд коротких тире — прерывистый звук; ряд маленьких кружков — трель. Звуки высокого тона нанесены выше средней линии, низкого — ниже ее, а знаки, изображенные наклонно от верхней и нижней частей этого своеобразного нотного стана, означали затухающий и нарастающий по силе звук. Для определения продолжительности звука или паузы между звуками горизонтальные линии разделяются на равные отрезки вертикальными линиями.
Это пособие во многом способствовало сохранению доброй флотской традиции — сопровождать подаваемые команды сигналом боцманской дудки. И очень жаль, что сегодня у нас на флоте нет подобного пособия. Конечно, теперь, когда с главного командного пункта во все уголки боевого корабля команды передаются мощными динамиками, боцманскую дудку трудно назвать средством внутренней связи. Но ведь ею по-прежнему снабжается младший командный состав кораблей флота, находящийся при исполнении вахтенной либо дежурной службы на верхней палубе или в низах. Другое дело, что теперь боцманская дудка не более чем простой аксессуар дежурно-вахтенной формы одежды, и все реже и реже можно услышать правильно поданный ею сигнал.
Комментарии 1