✍️🕯
Этот вопрос нередко звучит от страдающих родственников умершего. Если он появляется в первое время после потери близкого, и человек не зацикливается на нём, то такое вопрошание является нормальным для второй стадии горевания – гнева, по своей сути, безадресного, защитного. Это просто способ совладать с болью – гнев затмевает страдание, и человеку становится легче эмоционально выжить в беде.
В устах скорбящего «за что?» — это риторический вопрос, то есть горюющий человек спрашивает не для того, чтобы ему ответили, и не для того, чтобы самому найти ответ на этот вопрос. Этот и любые подобные вопросы (почему он, почему мы не сделали того-то и того-то) – лишь форма выражения душевной боли.
При этом всё же нельзя не отметить, что даже для человека воцерковленного неосмысленный вопрос «за что?» может стать опасным духовным прилогом.
Осознав, какой вопрос он задает, православный человек должен остановиться и помолиться, покаянно сокрушаясь о собственной гордыне. Нет ведь человека без греха и, при желании, всегда можно найти «за что», тем более что иногда разные «за что» вполне очевидны.
Вопрос «за что» еще и показывает, что человек может воспринимать произошедшее как наказание лично ему, ведь это у него отобрали близкого. Но – никто из людей нам не принадлежит! Даже наше собственная жизнь нам – в глобальном смысле – не принадлежит!
Жизнь дана каждому из нас Богом. И именно Бог решает, когда каждому из нас придет пора умирать, чтобы возродиться к жизни вечной. И решает Он это не по Своей прихоти, а реализуя Свой замысел о спасении человечества.
Очень хорошо иллюстрирует необходимость смириться с Божьей волей относительно жизни и смерти близких Ганс Христиан Андерсен в сказке «История одной матери».
Человек упрощает Божий Промысл, фиксируя свое внимание на себе, своих интересах, на конкретном событии своей жизни, забывая о том, что Господь устраивает всё во благо жизни вечной. И нередко то, что из узкого понимания отдельного человека, не знающего и не способного познать всю глубину промысла Божьего, кажется ужасающим и неправильным, для Бога в Его всеведении является необходимым ради спасения человека или выражает Его милосердие.
То есть, если человек прилепится своим вниманием к прилогу «за что», он, вместо доверия Божьему Промыслу, ступит на тропинку, ведущую к обиде на Бога и ропоту против Божьей воли.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев