Несколько дней назад, 12 декабря, мы отмечали очередную, уже 73-ю, годовщину выпуска первого серийного автомобиля Saab. Сегодня такого автопроизводителя среди действующих компаний нет. Однако машины Saab зачастую были столь харизматичны, внесли немалый вклад в развитие автомобиля, что есть основание вспомнить историю этого легендарного шведского производителя автомобилей. Разработку первого автомобиля Saab начали в 1945 году, а вела ее команда из 16 человек, которую возглавлял инженер Гуннар Юнгстрем. Главным дизайнером был Сикстен Сасон. Первый макет кузова в металле был создан к лету 1946 года, а сам Ursaab был представлен 10 июня 1947 года.
Ранние самолеты Saab
Первый прототип был оснащен 2-цилиндровым 2-тактным мотором мощностью 18 л.с. и имел привод на передние колеса. Он получил двери на задних петлях и разделенное на две части заднее стекло. Ради лучшей аэродинамики, Ursaab получил закрытые колесные арки и оригинальные обводы кузова. Всего было изготовлено 4 прототипа, прежде чем он трансформировался в серийный Saab 92.
Ursaab
Первый серийный автомобиль – Saab 92 - покинул сборочный цех 12 декабря 1949 года. Он был основан на прототипе Ursaab, имел такой же коэффициент Сх (0,30) и конструкцию дверей. Двигатель – 2-тактный 2-цилиндровый мотор объемом 764 см3 мощностью 25 л.с. Ранние машины имели доступ к багажнику только из салона и окрашивались только в темно-зеленый цвет. В 1953 году появилась модель Saab 92B, которая получила более крупное заднее остекление и крышку багажника. В 1954 году мощность мотора увеличили до 28 л.с. и появилась опция – сдвижная тканевая крыша. Автомобиль Saab 92B оставался в производстве по 1957 год.
Saab 92
1 декабря 1955 года началось производство второй серийной модели фирмы – Saab 93. Внешне главное отличие от предшественника – новое оформление передка с вертикальной решеткой радиатора. Ранние машины имели лобовое стекло, разделенное на две части, но уже в 1957 году на модели Saab 93B, появилось цельное лобовое стекло. Автомобиль Saab 93 оснащался расположенным продольно рядным 3-цилиндровым 2-тактным мотором объемом 748 см3 мощностью 33 л.с. Трансмиссия – механическая, 3-ступенчатая.
Saab 92H Camper и Saab 95HK Motorhome
В 1959 году вышла модель Saab 93F, которая получила двери от Saab GT750 с передними петлями. Изначально для семейства Saab 93 был доступен вариант Cabrio Coach с тканевой крышей. Модель Saab 93 начала поставляться на экспорт в США и на ней в 1957 году Эрик Карлссон одержал победу в ралли Швеция.
Saab 93
16 марта 1956 года на автошоу в Стокгольме был представлен родстер Saab Sonett, он же Super Sport или Saab 94. Он был создан на базе седана Saab 93 и имел такой же 3-цилиндровый мотор, но форсированный до 57,5 л.с. Двухместный родстер имел массу 600 кг и расчетную максимальную скорость 190 км/ч. Всего было изготовлено 6 экземпляров Saab 94.
Saab Sonett
На мотор-шоу в Нью-Йорке 1958 года была представлена спортивная версия Saab 93, которая получила индекс Saab GT750. От базовой модели его отличали двойные хромированные молдинги по низу кузова. Но главное отличие – форсированный до 50 л.с. 748-кубовый двигатель с двумя карбюраторами и увеличенной до 9,0 степенью сжатия. Автомобиль Saab GT750 разгонялся до 148 км. В 1959 году он первым получил двери на передних петлях. В 1960 году он получил новый кузов от Saab 96 и 4-ступенчатую «механику».
Saab GT750
В 1962 году ему на смену пришел Saab Sport, который был модернизацией Saab GT750. Он имел такой же кузов от модели 96, но получил дисковые тормоза спереди и 3-цилиндровый двигатель объемом 841 см3 с тремя карбюраторами Solex, который развивал 52 л.с. В США автомобиль продавался под именем Saab Granturismo 850. В 1965 году мощность мотора была увеличена до 55 л.с. С 1966 года на всех рынках автомобиль продавался под именем Saab Monte Carlo 850. А в 1967 году он получил 4-тактный двигатель V4 производства Ford мощностью 65 л.с. и новый индекс - Saab Monte Carlo V4.
Saab Sport
В 1959 году на базе седана Saab 93 был создан 3-дверный 7-метсный универсал Saab 95. Он имел третий ряд сидений в багажнике, развернутый спинкой вперед. Первые машины имели передние двери на задних петлях и 2-тактный 3-цилиндровый двигатель объемом 841 см3, и первым среди машин Saab получил 4-ступенчатую «механику». Позже универсал получил 4-тактный 1,5-литровый двигатель V4 мощностью 65 л.с., а для США в 1971 году был представлен Saab 95 с 1,7-литровым мотором V4. С 1976 года универсал стал строго 5-местным, а в 1978 году его выпуск был прекращен. Также была версия с кузовом фургон.
Saab 95
А в 1960 году началось производство нового поколения базового седана – Saab 96. Это по-прежнему были 2-дверные седаны с 3-цилиндровым мотором, который изначально развивал 38 л.с., в 1965 году – 40 л.с, а к 1966 году был форсирован до 42 л.с. В 1965 году автомобиль получил новое оформление передка с более длинным передним свесом, т.к. радиатор установили перед двигателем. А в 1967 году вместо прежнего 2-тактника начали ставить 1,5-литровые моторы V4 производства Ford. Двигатель развивал 65 л.с., на модели Saab 96L 1976 года он развивал 62 л.с.. а с 1977 года – 68 л.с. Выпуск Saab 96 продолжался по 1980 год.
Saab 96
Стоит отметить еще два уникальных автомобиля на базе Saab 96. Первый – это собранный в Великобритании тиражом всего 56 экземпляров седан Saab 60. Модель была создана в 1962 году. Она имела кузов Saab 96, 60-сильный двигатель, 4-ступенчатую «механику» от спортивного Saab Sport и правый руль. А в 1974 году на базе универсала Saab 95 был построено несколько экземпляров концептуального лифтбека Saab 98. Но в дальнейшем от развития этой концепции в компании отказались.
Saab 60 и концепт-кар Saab 98
В 1966 году свет увидело второе поколение Saab Sonett II. На этот раз это было купе со стеклопластиковым кузовом и поперечно расположенным 2-тактным 3-цилиндровым мотором мощностью 60 л.с. Купе развивало 150 км/ч «максималки». В первый год было сделано 28 купе, а еще 230 экземпляров изготовили в 1967 году. В середине 1967 года на купе установили 4-тактный 1,5-литровый мотор V4 мощностью 65 л.с. Эти машины получили индекс Saab Sonett V4 и отличается более рельефным капотом. По 1969 год было изготовлено 1610 купе Saab Sonett V4.
Saab Sonett II и Sonett V4
В 1969 году компания Saab вошла в состав концерна Scania, а в 1970 году было выпущено купе нового поколения – Saab Sonett III. Он получил современный кузов с подъемными фарами и задним стеклом. В 1972 году в США вступили новые правила сертификации и Sonett III оснастили крупным передним бампером. Первые Saab Sonett III унаследовали прежний 65-сильный мотор V4. Но в 1971 год у его сменил 1,7-литровый мотор V4 той же мощности. Выпуск купе продолжался по 1974 год.
Saab Sonett III
Стоит отметить также прототип Saab Catharina (также известный как Catherina), который был впервые представлен публике 24 апреля 1965 года. Это оригинальное купе-тарга со съемной панелью крыши от дизайнера Сикстена Сасона.
Saab Catharina
22 ноября 1967 года компания представила более крупный автомобиль – Saab 99. Но об этой новой странице в истории компании – во второй части.
Saab 99
А прямым наследником Saab 96 стал хэтчбек Saab-Lancia 600, который был ребрендингом Lancia Delta. Он оснащался 1,5-литровым 85-сильным мотором и 5-ступенчатой «механикой». По 1987 год было изготовлено 6419 экземпляров Saab-Lancia 600.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1