Человек придумавший «вертолет»
122 года назад, 14 сентября 1902 г. в Иркутске в семье преподавателя русской словесности родился Николай Ильич Камов - советский авиаконструктор, создатель вертолётов «Ка», доктор технических наук (1962), Герой Социалистического Труда (1972), Лауреат Государственной премии СССР. Благодаря ему в Советской Армии появились боевые воздухоплавательные машины принципиально нового типа, а в русский язык вошло само слово «вертолет».
Уже во время учебы в коммерческом училище Николая привлекали точные науки и техника. Под влиянием посещения демонстрационных полетов известных пилотов сформировался его интерес к авиации. Так как в Иркутске в то время не было высшего учебного заведения, юноша поступил в Томский технологический институт, став в свои неполные 16 лет самым юным студентом. Ему повезло - вместе с ним в Томске учился один из пионеров российской авиации Харитон Славороссов, который смог ответить на многие интересующие молодого человека вопросы, и способствовал превращению любопытства Камова в дело, которому тот посвятил всю жизнь. На профессиональное становление Камова серьезное влияние оказал и ветеран-авиатор Первой мировой войны профессор А.В. Квасников, подготовивший целую плеяду талантливых авиационных инженеров.
Успешно окончив институт, Николай в 1923 г. отправился в Москву и поступил на работу на Концессионный завод Юнкерса по сборке самолетов. В 1927 г. 25-летний Камов был приглашён в конструкторское бюро Дмитрия Григоровича, занимавшееся опытным морским самолётостроением. Но вскоре его внимание привлекли необычные летательные аппараты – автожиры. Автожир - это винтокрылый летательный аппарат, использующий для создания подъемной силы свободновращающийся в режиме авторотации несущий винт.
Камов загорелся идеей создания советских автожиров. Уже в 1929 г. в воздух поднялся первый советский автожир КАСКР-1 «Красный инженер», деятельное участие в работе которого принимал молодой конструктор. В 1934 г. по проекту Камова был построен двухместный автожир А-7, который мог применяться, в том числе, и для военных целей. Для этого на нем установили пулемет и бомбодержатели. В 1939 г. Совет Народных Комиссаров СССР выпустил постановление о строительстве завода по выпуску винтокрылой авиатехники. Директором и главным конструктором был назначен Камов, а его заместителем — Михаил Миль. В 1940 г. Камов стал главным конструктором КБ по вертолётостроению.
Но началась Великая Отечественная война и строящийся завод эвакуировали под Свердловск и перевели на производство самолетов. Автожиры А-7 с началом войны были объединены в специальную эскадрилью. Правда, принципиально повлиять на ход войны А-7 не могли ввиду малочисленности.
Однако после окончания войны талант Камова развернулся в полную силу. Отличительной чертой вертолетов Камова становится так называемая соосная схема — машины оснащаются не одним винтом, а сразу двумя, вращающимися параллельно друг другу в противоположном направлении.
Первым вертолетом Н.И. Камова стал Ка-8 «Иркутянин». В 1956 г. в серийное производство был запущен Ка-15, задуманный как противолодочный вертолёт, корабельный разведчик и связной. В 1961 г. в воздух поднялся Ка-25 - противолодочный вертолет корабельного базирования, ставший первым советским противолодочным вертолётом, а также первым отечественным боевым вертолётом, изначально проектировавшимся под боевое применение.
В 1967 г. был разработан один из самых известных многоцелевых вертолетов Ка-26, широко использовавшийся как в Советском Союзе, так и поставлявшийся за рубеж.
Только факты:
- В юности Камов сам мечтал стать военным летчиком, но из-за травмы руки, полученной в детстве, не смог пройти медицинскую комиссию, после чего решил посвятить себя авиастроению.
- Считается, что первую достоверно известную схему летательного аппарата, который можно считать прародителем современного вертолета, создал великий Леонардо да Винчи. Одним из пионеров разработки автожиров в начале 1920-х гг. был испанский конструктор Хуан де ла Сиерва. В конце 1930-х гг. один из первых русских авиаконструкторов, к тому времени уже живший в США, Игорь Сикорский начал разработку винтокрылых машин нового типа, получивших название «геликоптер».
- Одним из первых советских боевых вертолетов стал вертолет Ка-10, задуманный как вертолет связи и наблюдения ВМФ. Он был запущен в серийное производство в 1949 г.
- «Изделие 252», ставшее последней работой Николая Камова, закончил конструктор Сергей Михеев. Сегодня эта машина известна как корабельный многоцелевой вертолет Ка-27.
- На открытой смотровой площадке вооружения и военной техники экспозиции ЦМВС РФ представлена машина Камова Ка-25.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1