111 лет назад, 9 сентября 1913 г. русский военный летчик П.Н. Нестеров на самолете «Ньюпор-IV» первым в мире выполнил фигуру высшего пилотажа – «мертвую петлю» = «петлю Нестерова» в вертикальной плоскости. Это произошло в небе над Киевом на высоте 600 м.
Мёртвая петля — в авиации фигура сложного пилотажа в виде замкнутой петли, в России известная также как «петля Нестерова». Представляет собой замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Петля называется «правильной», если все точки её траектории лежат в одной вертикальной плоскости.
Петля Нестерова своё название «мёртвая» получила из-за того, что первые попытки выполнить эту фигуру осуществлялись на заре авиации на самолётах, которые не выдерживали возникающих при этом перегрузок и разрушались, а пилоты обычно погибали.
Петр Николаевич Нестеров - незаурядный и мужественный офицер, который прожил всего 27 лет, но навеки прославил российскую авиацию. Еще в Нижегородском кадетском училище его характеризовали как «идеальный тип будущего офицера с ярко выраженными моральными качествами и храбростью». Получив образование в Михайловском артиллерийском училище, он был направлен на службу во Владивосток, где его прикомандировали к Владивостокской крепостной воздухоплавательной роте разрабатывать методику корректировки артиллерийской стрельбы с помощью привязного аэростата.
В 1910 году, на новом месте службы - во Владикавказе, он впервые встретился с авиацией и принял решение навсегда связать свою судьбу с небом. Он не просто хотел летать, но стремился досконально изучить законы, которым подчиняется самолёт в воздухе, и на базе этих знаний создать более совершенную конструкцию летального аппарата. Окончив Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу, 5 октября 1912 г. Петр Нестеров получил долгожданное звание военного летчика.
За два года, отделявшие этот торжественный момент от героической гибели, Петр Нестеров успел совершить столько, сколько другие не успевают за целую жизнь. Помимо обессмертившей его имя «мертвой петли», он разработал два проекта бескилевого самолета с увеличенной площадью вертикального оперения, смог теоретически обосновать и проверить на практике технику взаимодействия авиации с полевыми войсками.
К началу Первой Мировой войны Нестеров был командиром 11-го корпусного авиаотряда. Отряд Нестерова был отправлен на Юго-Западный фронт, где принимал участие в боях за Львов. Здесь он одним из первых в России применил методику бомбометания приспособленными для этого артиллерийскими снарядами. 8 сентября 1914 г. в воздушном бою недалеко от австрийского города Жолква (современная Львовская область Украины) штабс-капитан Петр Нестеров впервые в истории боевой авиации применил воздушный таран. Ему удалось сбить самолет противника, но и сам бесстрашный русский авиатор погиб. Обнаруженное тело погибшего русского лётчика было доставлено в Киев, где его похоронили с воинскими почестями.
На месте гибели Петра Нестерова ещё в 1914 г. был установлен монумент. В 1951 г. Жолкву переименовали в Нестеров. Власти современной независимой Украины вернули Жолкве историческое название, а монумент в честь героя, а также открытый в городе музей не включили в список памятников истории и культуры. В результате музей был разорён, а с монумента украли барельеф из нержавеющей стали. Даже дорожки из бетонных плит, ведущие к памятнику, разобрали и увезли.
В современной России в честь П.Н. Нестерова названа государственная награда - медаль Нестерова, которой награждаются авиаторы за личные мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества. Эта медаль есть и в экспозиции ЦМВС РФ в зале №22.
Также в нашем музее в залах №2 и №3 представлены материалы о начальном этапе истории отечественной военной авиации.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1