Красный флаг на Северном полюсе: подвиг советских подводников
60 лет назад, 29 сентября 1963 года, атомная подводная лодка К-181 (командир капитан 2 ранга Ю.А. Сысоев) Северного флота ВМФ СССР всплыла на Северном полюсе. Моряки водрузили здесь государственный и Военно-морской флаги Советского Союза. Лодка стала первым в послевоенное время кораблем, награжденным орденом Красного Знамени.
В послевоенном мире, разделенном надвое холодной войной, борьба за освоение Арктики была особенно острой. То государство, которое первым научило бы свой флот действовать в этом регионе, могло получить колоссальное преимущество. Добиться этого удалось советским морякам.
Первая попытка советских подводников всплыть на Северном полюсе, предпринятая в июле 1962 года, была неудачной. В поход отправилась первая отечественная атомная подводная лодка К-3, которая 17 июля всплыла из-подо льдов, но не на полюсе, а чуть в стороне от него. Это было неплохим результатом, но партия и правительство требовали большего – всплыть именно в точке с координатами 90 градусов северной широты. На эту роль и готовили с самого начала новую субмарину К-181, относившуюся к тому же проекту «Кит», что и К-3.
Это был необычайно сложный и ответственный поход, первый в своем роде. Никогда еще советские подводники не находились под сплошным панцирем льда на протяжении столь длительного времени. Преодолев нелегкий путь, подлодка поднялась к 90 градусу северной широты. С тем излишним спокойствием, которое выдает глубокую взволнованность, штурман Виктор Храмцов доложил командиру кораблю Юрию Сысоеву: до Северного полюса остается одна миля. Кто-то из офицеров вполголоса пошутил: надо немного отвернуть от курса, чтобы земную ось не погнуть.
- Проходим полюс! – доносится из штурманской рубки.
- Проходим полюс! – воскликнул в микрофон инженер-механик, и ему тут же пришлось приглушить динамик, дабы он не лопнул от ликующего ответного «ур-ра», хлынувшего в центральный пост из всех отсеков.
«К-181» всплыла точно в географической точке Северного полюса впервые в практике отечественного флота. Это произошло в 6 часов 45 минут, через 6 минут после этого Юрий Сысоев вышел из корпуса атомохода на мостик, став, таким образом, первым в истории человечества подводником, вышедшим из подлодки строго в точке Северного полюса. Следом на мостик поднялись командующий Северным флотом адмирал Владимир Афанасьевич Касатонов, непосредственно руководивший походом, и члены экипажа атомной субмарины. На Северном полюсе состоялся импровизированный митинг.
Впрочем, не обошлось и без курьеза. Штурман Храмцов каким-то образом оказался в воде между льдиной и подлодкой, откуда, впрочем, быстро выбрался без посторонней помощи. Впоследствии злые языки поговаривали, что он сделал это нарочно, дабы оказаться единственным в мире человеком, искупавшимся на Северном полюсе. Сам Храмцов, однако, всегда уверял, что просто поскользнулся.
К одному из флагштоков, поднятых на месте высадки, был прикреплен герметичный пенал с запиской: «Очередное посещение Северного полюса подводной лодкой Военно-морского флота Союза Советских Социалистических республик. 29 сентября 1963 г.». Всего же «К-181» прошла тогда 3464 мили, из них подо льдом – 1830 миль.
Домой подлодка К-181 вернулась без происшествий: 4 октября она уже швартовалась в губе Лопаткина в бухте Большая Лица. В течение трех лет после окончания уникального похода все его участники получили награды. Командир подлодки Юрий Сысоев и командующий Северным флотом Владимир Касатонов стали Героями Советского Союза. Старший помощник, замполит, штурман и командир БЧ-5 были награждены орденами Ленина. Остальные офицеры, старшины и матросы получили ордена Красного Знамени и Красной Звезды или медали «За отвагу» и «За боевые заслуги».
В нашем музее материалы о ВМФ СССР послевоенного периода представлены в зале №20. Посетители могут увидеть множество ярких экспонатов: личные вещи героев флота, форму одежды моряков, масштабные модели кораблей и другое.Фото:1. Подводная лодка К-181 в полынье после всплытия на Северном полюсе //
histrf.ru2. Юрий Александрович Сысоев //
murmansk.kp.ru3. Члены экипажа К-181 устанавливают флагшток на Северном полюсе, 29 сентября 1963 года //
histrf.ru4. В зале №20 ЦМВС
Нет комментариев