ПЛА Б-276 «Кострома» проекта 945 в «отстое». Эта лодка, как и другая 945-я – Б-239 «Карп», уже выведена из состава ВМФ. Но титановые корпуса служат очень долго.
В чём специфика титановых лодок?
В прочности.
Их прочные корпуса выдерживают нагрузки намного лучше стальных и имеют существенно больший срок службы. И вот тут мы внезапно сталкиваемся с другой ситуацией – теперь предвоенная замена кабельных трасс на лодке, пусть и очень дорогая, но оправданная получением боевой единички, не обесценивается состоянием прочного корпуса, потому что оно, это состояние, вполне позволяет лодке служить ещё долгие годы.
Открытые источники говорят о том, что все титановые подлодки должны были пройти модернизацию. Ни одна не прошла даже среднего ремонта. Зато разработчик «Ясеней», СПМБМ «Малахит» каким-то непонятным способом смог завладеть правами и документацией на эти лодки, видимо, с помощью каких-то важных и даже уважаемых «государственных» деятелей, «отжав» у «Лазурита» права на их собственную подлодку.
Именно ради того, чтобы никакой модернизации не было, а были бы почти триллионные (в перспективе, когда «Ясени» всё-таки придётся доделывать, устраняя их недостатки) расходы на серию малахитовских монстров – не без перетока части этих денег в карманы важных, уважаемых и государственных, естественно.
И вот тут нам надо сделать две оговорки.
Да, даже прошедшие средний ремонт и модернизацию лодки третьего поколения пришлось бы списывать в середине тридцатых. Возможно, они успели бы на войну, а вероятно, и нет, или успели бы с ограничениями на эксплуатацию. Часть бы успела, конечно...
Но вот «Барракуды» и «Кондоры» вполне можно было бы не просто отремонтировать и модернизировать, а перестроить до высокого уровня боевой эффективности, именно из-за их корпусов. За стоимость, сравнимую с одним «Ясенем-М», получить четвёрку лодок, сравнимых с «Ясенем-М», пусть и несколько уступающих по ряду особенностей. И к началу войны успели бы – без накладывания на лодки ограничений.
Да, есть еще вопрос ресурса главных турбозубчатых агрегатов – ГТЗА. Но с ним нужно разбираться, что называется индивидуально. Во всяком случае «зиповские» ГТЗА после списания ряда подлодок в запасе будут. В общем, ограничимся тем, что этот вопрос является решаемым.
Вот примерно что было «пущено по ветру». В предвоенные, напомним годы. Каждый раз, когда сейчас или потом, когда всё случится, продажные онлайн-работники с ботоферм будут Вам писать в интернете, что не хватило времени на подготовку, экономика не позволяла – помните о том, как оно там было на самом деле. Потому что если от РФ останется хотя бы что-то, а хотя бы кто-то из нынешней властной обоймы сохранит хоть какое-то влияние, то скрывать всё перечисленное выше будут всеми доступными способами.
А теперь переходим к самому главному – эти титановые корпуса никуда не делись, и вот именно с этими лодками ничего не потеряно.
«Титановые рыбки» для третьей мировой
Вот этот последний провал – отказ от модернизации титановых подлодок проекта 945 и 945А и должен стать отправной точкой.
Мы не можем построить ничего, кроме того, что уже заложено – просто времени не хватит.
Ресурсы 971-х проектов ограничены, и если до середины тридцатых некоторые из них смогут дотянуть, если получат средний ремонт и модернизацию, то потом – всё. Начнись война в 2036–2037 – и они в лучшем случае будут на грани списания, а скорее всего, уже списаны, оставив после себя только «оживший» судоремонт.
С модернизацией «батонов» проекта 949А Россия в основном окончательно опоздала, к тому же нужны корабли, которые смогут вести наступательные действия в разных условиях, крейсерские подлодки.
Новых бюджетных проектов, которые можно было бы начать строить прямо сейчас, нет.
Проект 545 «Лайка» – это будет трагедия похлеще «Ясеней», и явным образом к началу войны этот корабль не успеет, а по её итогам неадекватность этого проекта станет ясна не только специалистам, а вообще всем – лодка, по сути, повторяет идеологию «Ясеней-М».
А вот титановые корпуса – это шанс. Возможность получить примерно к 2030 году четыре относительно неплохих многоцелевых подлодки плюсом к тому составу, который сегодня гарантированно будет в строю к этому году.
Самое главное, что для перестройки лодок не нужно обязательно задействовать те заводы, на которых лодки строятся, всё можно сделать на ремонтных заводах. Более того, все подсистемы можно взять с готовых проектов.
Четыре крейсерских подлодки – это четыре крейсерских подлодки: если надводные силы и авиация смогут дезорганизовать вражескую противолодочную оборону или если удастся грамотно ввести подлодки «в дело» до начала военных действий, то они станут серьёзной силой с огромным значением.
А самое главное, что после подобной перестройки они и дальше смогут служить много лет, например, если войны не случится всё-таки или если они её как-то смогут пережить. Это не значит, что их надо будет держать в строю вечно, в конце концов, это именно «предвоенное» решение, но зато их можно будет менять потом спокойно, без спешки, планово строя новые лодки без такого насилия над экономикой, которым стала серия «Ясеней-М».
И конечно, в преддверии среднего ремонта самих «Ясеней-М» после 2035 года, перестройка четвёрки титановых подлодок станет отличной тренировкой.
Встаёт вопрос – а где взять дополнительные деньги на всё это?
Суммы там будут немалые, видимо, за четыре перестроенных таким образом подлодки придётся отдать несколько десятков миллиардов рублей, то есть стоимость «Борея-А» и выше.
Ответ есть – необходимо финансирование тематики ядерной торпеды «Посейдон» и начать «резать» бюджеты пиар-мероприятий типа главного военно-морского парада в Санкт-Петербурге. Тогда профинансировать подлодки будет намного легче.
Ещё остаётся вопрос «Хабаровска», строительство которого тоже требует огромных денег в силу уникальности его оборудования (это носитель глубоководных станций ГУГИ) и оружия (СПА «Посейдон»). Вообще говоря, его можно просто заморозить, и всё, а сэкономленные деньги направить на перечисленные выше проекты.
Исключение только одно – если можно, используя задел «Хабаровска», перепроектировать его в многоцелевую подлодку и построить в таком качестве.
Это совсем не факт, что возможно, и совсем не факт что рационально по финансовым соображениям даже с поправкой на предвоенное время. Но проработать этот вопрос надо.
И если этот вариант не рационален, то просто останавливать стройку и разбираться с этой лодкой когда-то потом, когда напряжённость в мире снизится. Может быть, прочный корпус на что-нибудь сгодится потом когда-нибудь.
Какие ещё есть варианты?
Это совсем не факт, что возможно, и совсем не факт что рационально по финансовым соображениям даже с поправкой на предвоенное время. Но проработать этот вопрос надо.
И если этот вариант не рационален, то просто останавливать стройку и разбираться с этой лодкой когда-то потом, когда напряжённость в мире снизится. Может быть, прочный корпус на что-нибудь сгодится потом когда-нибудь.
Какие ещё есть варианты?
Нужно оставить её себе, и, модернизировав, вернуть в боевой состав. Индии же нужно предложить… постройку «Ясеня-М» на её верфях. Денег такое решение принесёт массу, ради передачи таких технологий индийцы пойдут на всё, включая политические уступки, очень важные перед войной, а отечественные смежники в любом случае заработают на этой стройке так же, как и на постройке «Ясеня-М» в России или даже больше. Терять тут Россия ничего не теряет, концепция, по которой придуман проект 885М, уже не актуальна, в будущем, чтобы иметь дело с противолодочной обороной, нужны будут совсем другие лодки.
При этом можно смело предполагать, что жесткая постановка проблемных вопросов со стороны индийских моряков заставит СПМБМ «Малахит» довести своё детище «до ума».
Зато к 2030 у нас будет ещё одна лодка, которая, возможно, нормально доходит до войны.
Всё?
Нет.
Есть же ещё одна индийская лодка – «Чакра», она же «Нерпа». На сегодняшний момент ВМС Индии вернули её в Россию. Обзор этого события делал М. Климов в своей статье «АПЛ «Чакра» идет домой. Достижения и проблемы нашего подводного экспорта».
Трудно сказать, в каком состоянии лодка сейчас – с одной стороны, индийцы очень тщательно следили за ранее передававшимися им атомными подлодками. С другой – зачем-то ведь её вернули, да и условия эксплуатации у неё были куда жёстче, чем у российских атомных подлодок. Но можно смело предполагать, что если «Нерпа» способна быть в принципе отремонтирована, то возвращена в строй она может быть уже в ВМФ России.
Конечно, нужно тщательно обследовать прочные корпуса всех имеющихся многоцелевых подлодок, даже уже выведенных из боевого состава (тот же проект 945 выведен), возможно, там тоже найдутся кандидаты на «воскрешение мёртвых». И тогда их тоже надо «поставить в очередь».
Впрочем, это если и будет, то чистая удача, и строить на неё планы невозможно.
Итоги. Находим потерянные лодки, и вообще
Резюмируем.
Если в мирное время требуется наращивать военную мощь строго рационально, то в предвоенное – приходится чуток смещать акценты и делать ставку на рост военной мощи даже при отсутствии бюджетной экономии на этом процессе: лишь бы мощь была настоящая, а не «потёмкинские деревни, дорого», как это сейчас имеет место.
Так получилось, что из-за «пропихивания» нечистыми на руку людьми сверхдорогих «подводных линкоров» типа «Ясень-М» (правда, без «брони» – антиторпед, и с проблемными «снарядами» – торпедами), новых подлодок к 2030 году у нашего ВМФ будет только девять единиц, плюс пара (если спасут «Тигр» – тройка) модернизированных. Против США, Великобритании и, возможно, Австралии (не считая неатомных лодок их союзников).
Менее дорогой и сложный проект, причём ещё более эффективный в подводном бою, нежели «Ясень-М», и пригодный именно к массовой постройке, у нас в стране даже не появился из-за этой ошибки.
А ведь предпосылки были.
Просто цитата из статьи (2005) главного конструктора 677-го проекта Ю. Н. Кормилицына:
«В настоящее время целесообразность создания и содержания того или иного типа атомных подводных лодок – один из самых спорных вопросов из-за высокой стоимости проектирования, постройки, эксплуатации и утилизации, а также из-за неоднозначной оценки роли атомной подводной лодки (АПЛ) в системе морского оружия в период после холодной войны. Решением этого вопроса озабочены создатели многоцелевых подводных лодок всех ведущих морских держав мира. Идет интенсивная исследовательская работа по выяснению, что лучше и дешевле: неатомная или атомная энергетика; большие единичные плавучие подводные арсеналы оружия на АПЛ большого водоизмещения или массовые подводные лодки ограниченного водоизмещения; достигнутые внешне весьма эффектные, но слишком «шумные» скорости свыше 30 узлов или «тихие скорости», но относительно более дешевые (в 2 и более раза!).Анализ условий реальных театров военных действий и ожидаемого противодействия противника показывает, что многоцелевые атомные подводные лодки (МЦ АПЛ) должны решать задачи, которые будут схожи с задачами неатомных подводных лодок нового поколения для окраинных морей и ближней морской зоны.
Применяя метод конструктивной трансформации на стадии технического проекта дизель-электрической подводной лодки в 1977 году, мы предложили создать на базе ее блок-модулей малую многоцелевую АПЛ Ун = 2500 т. С тех пор ЦКБ МТ «Рубин» совместно с ведущими институтами и предприятиями отрасли, а также специалистами ВМФ постоянно развивает это направление.
Концепция военно-экономической эффективности на основе метода конструктивной трансформации позволяет достичь значительной экономии финансовых средств как на стадии НИОКР, так и при подготовке производства и строительстве подводных лодок. При этом малая АПЛ может строиться параллельно с базовой неатомной подводной лодкой на той же верфи, по единой технологии, с использованием одной технологической оснастки. С учетом принципа базовости при формировании подводных сил обеспечиваются удобства для подготовки экипажей, упрощается и удешевляется эксплуатация лодок».
И далее –
«В сложившихся экономических условиях проектирование и строительство дешевых и достаточно эффективных многоцелевых атомных подводных лодок ограниченного водоизмещения, спроектированных на базе технических решений и оборудования строящихся неатомных подводных лодок «Лада», является предпочтительной и единственно реальной возможностью обновления корабельного состава атомного подводного флота».
Ссылка.
Также можно привести в пример статью М. Климова «Нужна ли нашему флоту малая многоцелевая АПЛ», где приводится ряд обоснований нужности подобных лодок прямо сейчас.
То есть варианты построить большой и эффективный, но недорогой флот – были, их просчитывали. Но на уме были лишь «Ясени», а вернее, их ценники.
Средний ремонт и модернизация лодок, которые сделали бы флот более многочисленным в первой половине 30-х годов, тоже были зарезаны, чтобы хватало денег на новые подлодки – которых всего, как мы выяснили, девять.
Итоги уже не спрятать.
В этих условиях, с учётом предвоенного времени, необходимо сделать следующее:
1. Осуществить достройку ПЛА «Ирбис» в модернизированном виде. Объёмы и направленность модернизации – тема для отдельного разговора, пока ограничимся тем, что она нужна и возможна. Одна лодка.
2. Для сдаваемой ПЛА «Леопард» установить ограничения по глубине погружения и другим нагрузкам прямо сейчас, чтобы обеспечить достаточный для ведения военных действий ресурс прочного корпуса до 2035 года как минимум. Разработать и претворить в жизнь комплекс мер по продлению срока жизни кабель-трасс, в том числе в рамках «новых ВТГ», легализацией которых нужно срочно заняться.
3. Категорическое условие - провести средний ремонт и модернизацию К-335 «Гепард». Эта лодка легко дослужит до середины 30-х в этом случае, а если её поберечь как «Леопард», то до конца. Будет преступление потерять этот корабль, но на ремонт он должен уйти в 2022-2023 годах, край в 2024.
4. Перестроить все подлодки проектов 945 и 945А с использованием современных систем, с заменой кабель-трасс и, если понадобится, заменой или ремонтом ГТЗА. Плюс четыре лодки.
5. Изучить возможность проведения среднего ремонта с модернизацией на других подлодках проекта 971, которые находятся сейчас в ЦС «Звёздочка» и на флотах, при наличии возможности обеспечить эксплуатацию такой лодки с теми же ограничениями, что и «Леопард» до примерно 2035 года, провести на них средний ремонт с модернизацией. Возможно, плюс одна-две лодки.
6. Отказаться от передачи одной ПЛА проекта 971 (видимо, бывшего «Магадана» К-331 или К-295 «Самары») Индии, и предложить совместную постройку ПЛА проекта 885М. Заодно индийцы, видимо, заставят нас хотя бы на их лодке исправить имеющиеся серьёзные недостатки конструкции, а где их лодка, там и наши.
Плюс для нас – возможность получить лодку обратно в состав ВМФ в течение нескольких лет. Плюс ещё одна лодка.
7. Для частичного финансирования данных программ остановить финансирование программы «Посейдон», а также разработку и постройку подводных лодок для этого «оружия» (пусть это будет считаться оружием). Необходимо заморозить строительство «Хабаровска» до времени, когда окажется возможным перепроектировать его во что-то полезное, или же при возможности перестроить его в многоцелевую ПЛ (это, правда, маловероятно). Возможно, это ещё одна многоцелевая подлодка.
8. Восстановить и вернуть в боевой состав «Нерпу». Плюс одна.
9. Проработать вопрос постройки подлодок на базе проекта 677 с атомной главной энергетической установкой. Если появится возможность успеть построить хотя бы небольшую серию таких подлодок к началу тридцатых, то это обязательно нужно сделать. Если нет… Ну хотя бы разработку начать с прицелом на будущее, вдруг у нас получится остаться в живых.
Список подлодок, которые гарантированно окажутся в строю к 2030–2035 годам в боеготовом состоянии при условии выполнения мер по п. 1, 4, 5, в дополнение к спискам выше:
ПЛА «Ирбис», исходный пр. 971 «Щука-Б».
ПЛА Б-239 «Карп», исходный пр. 945 «Барракуда».
ПЛА Б-276 «Кострома», исходный пр. 945 «Барракуда».
ПЛА К-534 «Нижний Новгород», исходный пр. 945А, сейчас в строю.
ПЛА К-336 «Окунь», исходный пр. 945А, сейчас в строю.
Список подлодок, которые при выполнении ряда требований и подходящем для среднего ремонта и модернизации техническом состоянии, возможно, удастся вернуть в строй (хотя, вероятно, и нет, увы):
ПЛА К-154 «Тигр», исходный пр. 971 «Щука-Б».
ПЛА К-295 «Самара», исходный пр. 971 «Щука-Б».
К-331 бывший «Магадан», исходный пр. 971 «Щука-Б».
ПЛА К-152 «Нерпа», исходный пр. 971 «Щука-Б».
К-? «Хабаровск» – если перестроить её окажется технически и финансово возможным.
Строевые лодки без среднего ремонта и модернизации к 2030-му году будут уже списаны, может быть ещё будет ходить «Гепард», но не факт.
Таким образом, к одному «Ясеню», восьми «Ясеням-М», «Гепарду» (непонятно только в каком состоянии), «Леопарду» и «Иркутску», из которых будет состоять наш атомный подводный флот в 2030-м без учёта РПКСН, при изменении подходов могут добавиться от пяти (из них одна – новая) до десяти (из них две – новых) многоцелевых атомных подлодок, вследствие чего к войне мы будем иметь не 12 подлодок на двух флотах, а 17–22. И это нужно сделать обязательно – флот без кораблей не может драться против флота с кораблями, а нас подводят именно к этому.
При этом придётся обойтись без постройки новых «Ясеней-М», которые государству обязательно попытаются навязать дельцы от «оборонки» как спасение, если кто-нибудь из высшего руководства страны наконец-то посчитает подлодки в ВМФ.
Теоретически, конечно, построить ещё один «Ясень-М» страна успеет. Но, во-первых, не более чем один, а во-вторых, у нас не только в атомном подводном флоте обвал численности на подходе, но и в надводном, а самое главное – в самой экономике всё плохо, и это тот случай, когда придётся держаться без денег.
Всё это не отменяет, конечно же, необходимости иметь на каждой подлодке и современные торпеды с телеуправлением, и новейшие приборы гидроакустического противодействия, и антиторпеды. Всё это очень нужно, и это, кстати, тоже обойдётся в немалые деньги.
Но сначала надо, чтобы эти вещи было на что ставить.
А вот что точно не нужно, так это строительство новых РПКСН. Их уже сейчас больше, чем флот может развернуть при хотя бы минимальном противодействии противника. Больше – не нужно. Ни одного корабля.
В следующем обзоре будет сделан аналогичный разбор надводных сил и ДЭПЛ.
Продолжение следует...
Автор:
Александр Тимохин
Нет комментариев