э. был открыт великий шёлковый путь и две цивилизации, Запада и Востока, до того развивавшиеся независимо друг от друга, встретились... ...Чжан Цяню было уже за 60, когда он, пройдя, по традиции, серию жесточайших экзаменов, получил младший чин в китайской бюрократической иерархии – лан. В этом нет ничего удивительного – складывавшаяся под влиянием конфуцианцев система отбора чиновников, которая в будущем станет известна как кэйцзюй, была такой утомительной и изнуряющей, а объем требуемых знаний настолько велик, что не каждому претенденту на чин хватало жизни на подготовку к экзаменам. Удивительное в жизни Чжан Цяня началось чуть позже, когда император У-ди «счел подходящим послом» новоиспеченного лана и направил его в земли, где китайцы раньше не бывали – далеко на запад. Так, в возрасте, который многие считают закатом жизненных сил и энергии, началась удивительная карьера этого умнейшего человека, который кардинально изменит современные ему цивилизации. Современному человеку может показаться странным, что китайские государства, распадающиеся и воссоединяющиеся, имели весьма слабое представление о своих соседях на западе – путь в Центральную Азию преграждали самые мощные на планете горные массивы – Гималаи, Гиндукуш, Тянь-Шань – и безжизненные пустыни, лежащие между ними, самая страшная из которых – Такламакан, считалась непроходимой, а Турфанская впадина, лежащая ниже уровня моря, внушала настоящий ужас, но самое главное – от Запада Китай напрочь отрезали дикие кочевые племена, истреблявшие всех «чужаков» и являвшие постоянными источником бед для оседлого Китая. Китайцы постоянно, во все времена, воевали с кочевниками с запада и севера, и императоры династии Хань исключением не были – императору У-ди сильно досаждали племена хунну, непрерывная война с которыми длилась веками, из года в год, с переменным успехом. Китайцам известно было о племенах юэчжей (нам больше известных как восточные сарматы), народа, не менее дикого и воинственного, чем хунну, с которыми император рассчитывал заключить союз против их общего врага. Посольство отправилось в путь весной 138 года до н.э., и его постигла неудача: почти сразу же оно попало в плен к хунну. Пленение было «почетным» – самого посла и его слугу, в отличии от остальных, не продали в рабство и даже не ограбили, и Чжан Цянь все десять лет своего пребывания в плену тайно хранил посольский бунчук. Десять лет плена – невероятный срок, вполне достаточный для того, чтобы впасть в уныние, но Сыма Цянь, китайский Геродот, не зря упоминал, что Чжан Цянь – человек сильный, возможно, подчеркивая не только его физическую силу, но и силу духа. В плену Цянь женится (может показаться, что почти 70 лет – не время для женитьбы, хотя... после таких экзаменов, как экзамены на звание лана, жениться, наверное, уже можно) – на женщине из хунну, там же она рожает ему сына. В плену же Цянь с изумлением узнает, какое великое множество богатых и удивительных государств находится на западе от Китая (пленившие его хунну и прочие «варвары», разделявшие цивилизации Востока и Запада, сами общаются и теми и с другими, правда, с Западом меньше – природные преграды мешают делать это общение более интенсивным) и начинает тщательно собирать сведения о них. К хунну попадают таинственные предметы и удивительные лакомства из неведанных миров, а кроме того, Чжан Цянь, которого называют человеком, умеющим входить в доверие, собирает рассказы кочевников о дальних народах, их обычаях и дорогах в их земли. Через десять лет Чжан Цянь улучшает момент для давно готовящегося побега, и он бежит. Бегство явно тщательно подготовлено – сам Цянь, его жена с сыном, его слуга и несколько человек из свиты уходят из центральной ставки хунну верхом и... растворяются: их ловят и не могут найти. А Цянь какое-то время спустя, преодолев невероятные горы и пустыни, оказывается у озера Иссык-Куль, а потом появляется в Ферганской долине, в стране Паркан (Даюань у китайцев), где очаровывает местного правителя. Чжан Цянь и сам очарован и поражен увиденным до глубины души – сохранивший способность удивляться в свои семьдесят с хвостиком, он лихорадочно записывает то, что узнает обо всех диковинках этой удивительной страны, которую он называет благословенной. Ему надо продолжать свой путь, и он, распрощавшись с правителем Паркана, движется на юг, в Бактрию, в поисках юэчжей. Его путь лежит через Греко-Бактрийское царство (один из последних осколков эллинизма, оно падет через несколько лет после путешествия Чжан Цяня). Наконец-то Чжан Цянь добирается до цели своего посольства – племени юэчжей. Несколько лет он проводит в восточной Бактрии, но всей его исключительной дипломатической ловкости недостаточно, чтобы выполнить свою миссию – союза с юэчжами заключить не удается, и немногочисленное посольство отправляется назад, в Китай. В пути ему снова не везет: все в тех же горах Наньшаня он снова попадает в плен все к тем же хунну. В этот момент в стране хунну начинается междоусобная война: шаньюй (верховный правитель) хунну, десять лет державший в плену Цяня, умирает, Цянь, пользуясь неразберихой, бежит – и, спустя 13 лет с начала своего путешествия, возвращается в Китай. Из путешествия, в которое отправлялось более ста человек, возвращаются лишь двое (не считая обретенной в скитаниях семьи) – сам Чжан Цянь и его слуга, Таньи Фу. Дипломатическая миссия провалена – речь о союзе с юэджами не идет, но сам Чжан Цянь прекрасно понимает, что он привез нечто более ценное – он уверен, что полученные в путешествии знания – гораздо более важная добыча, чем союз с одним кочевым племенем против другого. Он рассказывает императору о землях, богатых изумительным камнем – нефритом, жадеитом, лазуритом и показывает ему привезенные образцы, он рассказывает об изумительных фруктах, слаще которых нет на земле – винограде и персиках, о сочных травах (семена люцерны он привез с собой и скоро высадит их, как и виноград, на берегах Хуанхэ), о «небесных конях» – легких, тонконогих и быстрых, как ветер. Наблюдательный Чжан Цянь утверждает, что на западе не знают китайского шёлка и предлагает торговать с западными странами именно им, как товаром легким, компактным и дорогим. В землях юэчжей Цянь увидел бамбуковые «китайские посохи из Сычуаня» – он предполагает, что существует морской путь, по которому китайские товары, возможно, через множество посредников, попадают в страны, что западнее горных хребтов, но невероятно трудный путь, который преодолел он сам, через горные перевалы и пустыни, кажется ему более быстрым, и, главное – изведанным. Несомненный ум и наблюдательность Чжан Цяня и его представления о том, что является настоящей великой пользой для своей страны оказываются оцененными – что, как мы знаем, случалось в истории не всегда, если не сказать – крайне редко – и надо отдать должное императору У-ди, оказавшемуся способным понять своего чиновника, что поздние китайские историки связывают с воспитанием императора, основанным на конфуцианских принципах. Император (в ту пору еще относительно молодой человек, не сошедший с ума), да и весь двор, в восторге от доклада Цяня. Что называется, голова кружится от перспектив. Начиная с этого момента, династия Хань последовательно проводит политику «10 000 ли» (один ли – ок. 500 метров) – продвижения своих границ на запад. Хунну и более мелкие племенные объединения мешают этому, но теперь у Китая есть цель – и империя неуклонно оттесняет хунну к северу: еще при жизни Цяня и императора У-ди удается изгнать хунну из никому не нужных раньше предгорий Тянь-Шаня в сторону родной им пустыни Гоби. Что касается самого Цяня, то, после своего возвращения он повышен в должности. Даже его слуга, его постоянный спутник, телохранитель, переводчик и его палочка-выручалочка («выросший в степях, он обладал навыком стрельбы из лука и не раз умело добывал пропитание»), родом из хунну, и тот получает титул – «особого государева посланца». Чжан Цяню 77 лет (возраст – вовсе не помеха служить императору), и он – главный советник в одной из китайских армий, ведущих наступление на земли хунну. Военное счастье переменчиво – и в одной из битв китайцы терпят сокрушительное поражение, почти все воины перебиты, погибает и главнокомандующий – но Цянь....опаздывает к месту битвы и избегает гибели. Ему положена смертная казнь, но знавший придворные нравы Цянь ухитряется откупиться. Между тем хунну вытеснены с маршрутов, которые через пару тысячелетий назовут Великим шелковым путем (это название придумает географ и историк Фердинанд фон Рихтсгофен в XIX веке), и начинается невиданный торговый обмен, который на долгие столетия сделает страны Центральной Азии самыми процветающими землями на планете – потому именно через Согдиану и Бактрию в Европу попадают шёлк, фарфор, бумага, порох, чай – не только предметы, но секреты изготовления (разве что фарфор остается недоступным и будет открыт европейцами заново, в XVIII веке), из Средней Азии в Китай еще со времени путешествия Чжан Цяня попадают семена неведомых винограда и люцерны, полудрагоценные камни, которые считаются драгоценными в Китае, арабские скакуны, а кроме этого, последовательно – христианство (несторианского толка), буддизм и ислам. Путешествие Чжэн Цяня по своему значению вполне сопоставимо с путешествиями Васко да Гамы или Колумба, оно открыло людям той эпохи новые цивилизации и новые миры, преумножило человеческие знания и человеческие богатства. Сам великий шёлковый путь, пережив период бурного расцвета (примерно V-X века), когда, бережно хранимый евреями-радонитами и согдийцами, он был безопасен на всем своем протяжении, от китайского Дунхуаня до Бактрии и Согдианы (согдийский язык был общим для всех земель, племен и стран на всем его протяжении). Начиная с Х века, когда арабы нанесли поражение рассыпающейся династии Тан и стали играть ведущие роли в торговле, он постепенно приходит в упадок. За обладание шелковым путем (или хотя бы каким-то его небольшим отрезком) ведутся войны: «сесть на трафик» – очень прибыльно. Но все-таки не войны становятся причиной затухания этого маршрута. Торговцы окончательно теряют к нему интерес после эпохи великих географических открытий, когда появляются морские пути, которые оказываются не только более быстрыми и безопасными, чем путь через горные перевалы и пустыни, но и более эффективными, более ёмкими: вместительность даже небольшого корабля сопоставима с грузоподъемностью целого каравана верблюдов. Великий шелковый путь, однако, не умирает и после того, как начинает доминировать океанская торговля, но он становится, скорее, местечковым, а не общецивилизационным, явлением. Что до Чжэн Цяня, то свое последнее посольство, в страну усуней (располагавшуюся в районе нынешней Киргизии и Казахстана), он совершит в возрасте 83 лет. На этот раз он добьется целей: усуни станут помогать императору в бесконечной войне с хунну. Вернувшись, Чжэн Цянь займет место в ближнем кругу советников императора (став одним из девяти дасинов). Умрет он в возрасте 85 лет, во время сборов в очередное свое путешествие на запад.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев