«Жизнь как коробка шоколадных конфет: никогда не знаешь, какая начинка тебе попадется», — говорила мама Форреста Гампа. Во вселенной «Гарри Поттера» есть такие конфеты от «Берти Боттс» — с любым вкусом. На вид все одинаковые, и, чтобы узнать, что внутри, надо попробовать.
«Дамблдор улыбнулся и закинул в рот карамельку. — Не повезло! Вкус ушной серы…»
💫Драма № 1. Конфеты «Берти Боттс»: разворачиваем обертку
Есть те, кто относится к книгам Роулинг настороженно. Заклинания, волшебные палочки, весь этот «магический» антураж. На самом деле это только форма. Никто не считает «Басню о вороне и лисице» историей об имущественном споре двух говорящих животных. Такой подход был бы упрощением в духе булгаковского Воланда (практически тезки Волдеморта). На сеансе черной магии в варьете (с последующим в прямом смысле разоблачением), он приходит к выводу, что москвичи начала ХХ века ничем не отличаются от тех, что жили здесь столетия до них. Разве что квартирный вопрос их немного испортил. И это — правда. Но с маленькой ложкой обмана. Да, людьми управляет очень ограниченный набор желаний, но каждый отдельный человек этому набору желаний не тождественен. Не всё можно уложить в эту систему координат.
Как говорит в одной из первых книг подруга Гарри Гермиона: «Есть куда более важные (чем волшебство) вещи — например, дружба и храбрость». А заканчивается последняя часть фильма вообще тем, что самую мощную в мире волшебную палочку Гарри разламывает и выбрасывает в пропасть.
Предлагаю не ждать конца, а сразу мысленно снять с книги магическую обертку. Давайте заменим карту мародеров на GPS-навигатор, камины для общения на видео-конференции в зуме, а другие, пока еще не существующие, вещи и явления — просто отодвинем немного в сторону и посмотрим, какая начинка у этой конфеты.
💫Драма № 2. «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», или Кое-что о настоящем человеке
Так о чем «Гарри Поттер»? Очевидно, о мальчике Гарри. Мы встречаемся с ним, когда ему исполняется 11 и прощаемся, когда ему уже 18. Почти все это время он учится в английской спецшколе интернатного типа, получает какие-то предметные знания, проходит через испытания (физические и нравственные), общается со сверстниками и учителями, совершает некоторые жизненные выборы и становится — ну… просто взрослым.
Согласен, немного скучный получается рассказ. Как из старых советских книжек про троечника, который стал сознательным членом социалистического общества — благодаря помощи однокашников и старших товарищей. Но уж какой есть, простите, это не я придумал, это Роулинг. Это она написала книгу, в которой дружба важнее силы, радость побеждает все страхи, предательство — одно из самых страшных преступлений, «слава — это далеко не всё», а смерть побеждается любовью. К концу седьмой книги Гарри становится зрелым не только интеллектуально, но и главное — нравственно. Благодаря своим учителям.
«Гарри Поттер» — буквально — роман о воспитании, роман о школе, роман о тех преподавателях, благодаря которым Гарри стал тем, кем он стал.
💫Драма № 3. О Томе Реддле, тайне шрама Гарри, и что на самом деле Дамблдор видит в зеркале Еиналеж
Одно дело — научиться считать, другое дело — ответить себе на вопрос зачем тебе нужен счет. Знание — всего лишь инструмент. Он важен, но гораздо — гораздо! — важнее то, для чего мы этот инструмент применяем. Можно, по примеру Волдеморта, создать подобие бессмертия, убивая людей. И это будет, сухим академическим языком, вполне себе высокая технология волшебного мира. Но для Роулинг такая «технология» очевидно безнравственна.
Рискну предположить, чтó на самом деле директор Хогвартса Альбус Дамблдор видит в волшебном зеркале Еиналеж, которое показывает то, что ты хотел бы увидеть.
«— Что вы видите в этом зеркале? — спросил Гарри.
— Я? Я вижу себя с толстыми шерстяными носками в руках. Носков никогда не бывает слишком много,— пояснил Дамблдор. — Вот и еще одно Рождество прошло, а мне так и не подарили ни одной пары. Все почему-то считают, что мне можно дарить только книжки».
Нет, не новые шерстяные носки — взрослого Тома Реддла, своего гениального ученика, которому он смог передать знание, но в котором не смог взрастить любовь. Нового, хорошего Тома — вот что, возможно, видел в волшебном зеркале директор. И увидел. На вокзале Кингс-Кросс, оказавшись там в конце седьмой книги вместе с Гарри. И уже без всякого «волшебства».
Роулинг говорит об этом много раз, Гарри был очень похож на Тома. И обстоятельствами своей жизни, и чертами характера, и даже внешне (об этом мы узнаем во второй книге от самого Реддла). И как будто бы это объясняется тем, что Гарри вскоре после рождения, получил (не по своей воле) кусочек души Реддла, эту червоточину, которая, хотя и не была его частью, но до неотделимого тесно переплелась с его природой. Как с первородным грехом: не мы виноваты, что первые люди нарушили договор с Творцом и стали легкой добычей для смерти, болезни и зла, но мы — такие. Зло стало частью природы Гарри (нашей), но зло не стало частью его (нашей) личности.
Как сказал Гарри его крестный Сириус: «Ты не плохой человек, ты хороший человек с которым случилось много плохого. В каждом есть и хорошее и плохое, главное, какую сторону выбираешь ты». «Главное не то, что вы с Волдемортом похожи, главное то, что вы отличаетесь» — вот чему будет Дамблдор учить Гарри. Находить различия и делать нравственный выбор.
А. Русак
Продолжение следует
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев