Учился в Механико-электротехническом институте им М. Ломоносова (бывшем Комиссаровском училище), вместе с будущим известным литературным критиком Кириллом Андреевым. С 1926 года работал в газетах и журналах, публикуя корреспонденции, очерки, фельетоны, научно-популярные статьи.
Участвовал в Великой Отечественной войне. После ее окончания работал в печати, в 1949-1950 годах с ноября по март исполнял обязанности главного редактора научно-популярного журнала «Вокруг света», а в декабре 1953 года был назначен его главным редактором и возглавлял журнал практически до самой своей смерти. Член Союза писателей СССР.
Вклад Виктора Степановича в отечественную фантастику невозможно переоценить.
Дебютировал в научной фантастике в 1946 году рассказом «Ультраглаз». В 1949 году вышли его первые книги «Исчезновение инженера Боброва» и «Удивительное путешествие», в 1950 году — сборник рассказов «Новая планета», в 1952 году — повесть «Голос моря», в 1958 году — сборник «Однорогая жирафа», которые выдвинули Сапарина в число ведущих отечественных фантастов того периода.
Творчество Сапарина в 1940-1950-е годы целиком находилось в русле фантастики «ближнего прицела» с ее непременными атрибутами — изобретениями и открытиями, полезными для нужд социалистического строительства. Именно он впервые в художественной литературе использовал в 1950 году в своей фантастической повести «Новая планета» слово «космонавт», впоследствии ставшее общеупотребительным. Он же первым описал в рассказе «Первая вахта» (1962) дистанционный хирургический манипулятор, а в рассказе «Суд над Танталусом» (1959) — «блок-универсал», аналог современного ноутбука. Является редактором-составителем ставшей хрестоматийной антологии «Дорога богатырей» (1949).
По мере изменения жанровых приоритетов, в конце 1950-х годов наметился отход от фантастики «ближнего прицела» и у Виктора Сапарина. В период с 1958 по 1962 год он написал серию интересных рассказов о близком коммунистическом будущем, действие которых происходит на Земле и в ближнем космосе, в том числе, на Венере, где состоялся контакт землян с местными обитателями. Будучи объединенными в сборник «Суд над Танталусом» (1962), рассказы этого цикла в совокупности рисуют одну из первых в советской НФ мозаичных картин утопического будущего. Полностью уйти от фантастики «ближнего прицела» Сапарину, не удалось, поэтому сборник «Суд над Танталусом» оказался его последней фантастической книгой и в дальнейшем он печатался только в молодежных журналах и сборниках издательства «Молодая гвардия».
Виктор Степанович является также автором ряда юмористических рассказов, большая часть которых объединена в сборник «Сбежавший карандаш» (1963).
Одно из важнейших направлений деятельности Сапарина — его работа главным редактором журнала «Вокруг света». При нем журнал после длительного перерыва (с конца 1920-х гг.) вновь начал активно печатать зарубежную фантастику и произведения молодых отечественных фантастов. Кроме этого у журнала появилось приложение «Искатель», который надолго стал единственным в СССР периодическим изданием, специализировавшемся на фантастике и приключениях.
Комментарии 1