Её родителями были английский писатель, драматург, издатель и журналист Бенджамин Фарджон и Маргарет Джейн (Джефферсон) Фарджон, дочь американского актёра Джозефа Джефферсона. Кроме Элинор в семье было ещё трое мальчиков: её старший брат Гарри (композитор и преподаватель музыки) и младшие Джозеф (писатель, драматург и сценарист) и Герберт (театральный деятель).
Семейный дом Фарджонов был литературным и художественным центром, в обстановке которого жила маленькая Нелли (так родные называли Элинор). Она росла робким болезненным ребёнком со слабым зрением, находясь на домашнем обучении. Несмотря на то, что она никогда не получала формального образования, на Фарджон огромное влияние оказала окружающая её творческая энергия, о чём позже она рассказала в своих мемуарах «A Nursery in the Nineties» (1935). Отец поощрял её писать с раннего детства, которое проходило в атмосфере семейных праздников и творческих игр.
В возврасте 18 лет она написала первое либретто для оперреты «Floretta» на музыку своего брата Гарри. В последующем она также несколько раз работала в соавторстве со своим братом Гербертом.
Когда Элинор исполнилось 22 года, скончался её отец, и писательство стало её способом зарабатывать на жизнь.
Первые книги Фарджон были предназначены для взрослых: сборник стихов «Pan Worship & Other Poems» (1908) и роман «The Soul of Kol Nikon» (1914), вдохновлённый «Кельтскими сумерками». В течение этих лет Элинор сдружилась с поэтом Эдвардом Томасом и его женой. Томас погиб на Первой мировой войне; позже Фарджон опубликовала большую часть их переписки и подробно описала важность Эдварда для её становления как писателя в книге «Edward Thomas: The Last Four Years» (1958).
В 1912 году в журнале «Punch» она начала публиковать свои стихи о Лондоне, которые в 1916 году были изданы отдельной книжкой писательницы «Nursery Rhymes of London Town», впоследствии неоднократно переиздававшейся.
Во время Первой мировой войны семья переехала в Сассекс, где пейзаж, деревенские виды и местные традиции оказали глубокое влияние на дальнейшие произведения Фарджон. Именно из Сассекса Элинор писала к молодому солдату Виктору Хасламу, воевавшему во Франции, который как и Фарджон, был близким другом Эдварда Томаса. В этой переписке Элинор переслала несколько созданных ею любовных историй, первоначально предназначавшихся для взрослых. Позднее эти истории, превратившиеся в сказки, стали основой для романа «Martin Pippin in the Apple-Orchard» (1921), который теперь известен как детская книга.
После Первой мировой войны Фарджон зарабатывала себе на жизнь как поэт, журналист и диктор. Стихи Элинор появлялись в «Punch», «The Herald» (под псевдонимом Tomfool), «Reynolds News» (под псевдонимом Tomfool), «Time and Tide» (под псевдонимом Anne Chimaera), «The New Leader» (под псевдонимом Merry Andrew) и ряде других периодических изданий.
Писательница никогда не выходила замуж, но тридцать лет была в отношениях с Джорджем Эрлом, учителем английского языка. После смерти Эрла в 1949 году у неё была долгая дружба с актёром Денисом Блейклоком, который написал об этом в книге «Eleanor, Portrait of a Farjeon» (1966).
Элинор Фарджон умерла в Хэмпстеде (Лондон) 5 июня 1965 года. Она похоронена в северной части кладбища Сент-Джон-ат-Хэмпстед.
Фарджон писала во многих жанрах, создав оперетту «The Two Bouquets» (1936) совместно со своим братом, детскую пьесу «Grannie Gray» (1939), романы для взрослых, такие как «Ladybrook» (1931) и «Miss Granby's Secret» (1940), и многие, многие произведения для детей, среди которых сборники «Silver-Sand and Snow» (1951), «Маленькая библиотечка» (1955), «The Children’s Bells» (1957). Самым часто публикуемым произведением Элинор является гимн «Morning Has Broken», написанный в 1931 году на старинную гэльскую мелодию. Широкую известность среди русскоязычных читателей получила благодаря переводам её сказок «Седьмая принцесса» и «Хочу луну!».
За свои литературные достижения Элинор Фарджон была удостоена Премии имени Ганса Христиана Андерсена (1956) и Медали Регины от Американской католической библиотечной ассоциации (1959). Британский Детский книжный кружок (Children's Book Circle) учредил Премию Элинор Фарджон в её честь.
Фантастическое в творчестве:
Несмотря на свою известность прежде всего как детского писателя, Элинор Фарджон также была автором произведений для взрослых, некоторые из которых являются фэнтезийными.
Её первой книгой стал сборник «Pan Worship & Other Poems» (1908), заглавное стихотворение которого представляет собой типичное эдвардианское сочинение о Пане, застрявшем в каменном рабстве в пригородах Аркадии. Первый роман «The Soul of Kol Nikon» (1914; переработан в 1923) рассказывает в манере, напоминающей северное сказание, фэнтезийную историю об обречённых попытках подменыша найти для себя душу силой своей музыки, что позволяет ему пройти через принудительный обмен личностью с женихом молодой женщины, которую он соблазняет. Среди других нереалистичных произведений для взрослых — повесть «Gypsy and Ginger» (1920), «игра разума» с оттенком теодицеи о Лондоне, где молодожёны поселяются в доме на Трафальгарской площади, откуда они слушают, как животные и мифические существа города сетуют на истончение их мира. В романе «The Fair of St James: A Fantasia» (1932) главные герои попадают в Потусторонний мир на проходящую там великолепную ярмарку, которая служит своеобразной рамочной историей для различных сказок. Роман «Ariadne and the Bull» (1945) рассказывает известный классический сюжет об Ариадне на современный лад.
Репутация Фарджон как детского писателя началась с цикла романов о Мартине Пиппине — двух собраний связанных между собой историй «Martin Pippin in the Apple-Orchard» (1921) и «Мартин Пиппин на лугу» (1937). В обеих книгах Пиппин решает загадки и рассказывает сказки-фэнтези — включая знаменитую «Элси Пиддок скачет во сне» — шести местным девушкам, участвующим в сложных фольклорных играх с Мартином, и (во втором томе) их шестерым детям. Как следует из его имени, Мартин Пиппин — не только плут, но и аналог Зелёного человека, и в этом облике — дух природы; поэтому, несмотря на внешнее сходство, по своей сути он совсем не похож на Питера Пэна.
Другие книги для детей аналогичным образом — хотя и без внутренней связанности между собой — представляют различные сказки в виде рамочных историй, рассказанных мифическими существами; в их число входят сборники «Kaleidoscope» (1928), «Корзинка старой нянюшки» (1931) и «Jim at the Corner» (1934). Детские фэнтезийные повести Элинор Фарджон — «Серебрянка» (1953) и «The Glass Slipper» (1955); первая — версия «Румпельштильцхена», а вторая — по пьесе «The Glass Slipper» (1946) Элинор Фарджон и Герберта Фарджона — это версия «Золушки». Сборник лучших сказок «Маленькая библиотечка» (1955) отмечен национальной наградой Медалью Карнеги.
Нет комментариев