Твердой научной фантастики больше не будет?!
«С чего бы, – скажут некоторые, – наука не стоит на месте, открытий впереди еще ого сколько!»
Это так. И конечно, она не исчезнет совсем, скорее, станет «элитной», то есть не для всякого читателя.
Речь именно о «твердой» фантастике (hard science fiction, hard SF), в которой на первом плане вопросы науки и техники.
Я говорил уже, что мнение о будущем развитии фантастики литературоведов, критиков, писателей, читателей единодушно лишь об одной тенденции. Это мнение о том, что те вопросы, которые рассматривала твердая НФ, уйдут даже не на второй, на третий план. На первом же плане будет человек, реакция отдельного человека и общества в целом на научные открытия, новые технологии и пр.
Нельзя сказать, что это явление сегодняшнего дня, но именно в жанре фантастики шла нешуточная борьба за то, что же должно быть на первом плане произведения, в его, так сказать, основе. Да, само по себе любое открытие интересно, но куда важнее, как реагирует на него человек, как это изменяет его, его жизнь, реалии общества, к каким последствиям ведет.
Я не случайно поделился с вами маленьким справочником «Эволюция фантастики». Хочу обратить ваше внимания на три важных периода.
I. 17 – 18 вв. Появление спекулятивной фантастики.
Спекулятивная фантастика – это обобщающий жанр художественной литературы, который охватывает все поджанры, отходящие от реализма или строго имитирующие повседневную реальность. Вместо этого они представляют фантастические, сверхъестественные, футуристические или другие сферы воображения.
Что же произошло? Пожалуй, лучше всех об этом рассказал Роберт Хайнлайн в эссе «On the Writing of Speculative Fiction» 1947 г., он же закрепил название в качестве термина.
Спекулятивная фантастика не столько противостоит, сколь является альтернативой твердой научной фантастики.
В основе произведений лежит философская спекуляция, то есть умозрительное рассуждение с фантастическими допущениями о реальном или вымышленном мире, порой отвергающая научный рационализм.
На первом плане оказываются человек и общество, реагирующие на проблемы наук, технологий, а также процессы последствий научно-технического прогресса, в которых живет и действует человек.
Может показаться странным, но именно в этот период фантастические сюжеты стали стремиться к достоверности.
Мой друг, писатель Тим Яланский заметил: «…18 век, возникновение спекулятивной фантастики. Это был очень важный эволюционный момент, потому что до тех пор в литературе царствовал средневековый роман. И именно в 18 веке появился запрос на достоверность. До этого момента писали абсолютно недостоверно, ничем свои фантазии не сковывая. Это считалось нормой. И хотя никто не говорил, мол, почему Толстому можно, а мне нельзя? - всё же концепции достоверности пришлось пробиваться. И теперь мы имеем буйное дерево жанров спекулятивной фантастики, а средневековый роман загнулся в музеях. Современникам средневековый роман кажется скучным и нелепым».
А как иначе, если на переднем плане сам человек? Приключение в выдуманном мире самому герою фантастики, а уж тем более читателю должно казаться достоверным – не сказочным. Фантастическое допущение стремится к достоверности, тем самым выводя фантастику на новый уровень: от сказки к видению возможного развития мира и человека в нем, от непосредственной придумки к ее возможному воплощению в реальности, от условно «божественного», мифического пророчества к предсказаниям, прогнозам хотя бы на первоначальном анализе научной реальности (позже: футурология).
В связи с этим происходит смешение жанров фантастики, фэнтези, мистики и других; размывание жанровых границ.
Хайнлайн показал разницу между научной фантастикой, которая рассматривает вопросы науки, технологий и их непосредственное влияние на человека, и спекулятивной, которая показывает реакцию человека на реальные и гипотетические технологии, техногуманитарные изменения.
Получается, что именно появление спекулятивной фантастики поставило на первое место человека, привело позже к окончательному разделению фантастики на «твердую» и «мягкую», ну а массовому читателю приключения человека в мире наук, технологий показались куда как интереснее, чем непосредственные научные открытия, изобретения.
Однако до окончательного закрепления этой тенденции пройдет немало времени. Интересен еще один период: конец 19, начало 20 века, который часто называют «эпохами Жюля Верна и Герберта Уэллса».
Именно произведения этих двух писателей показывают, что же, в конце концов, стало основой почти всех произведений фантастики.
Нет комментариев