. В 1909 году он закончил пражскую гимназию. К этому же времени относятся и его первые литературные опыты — сначала в поэзии, затем в прозе. Чапек изучал философию в Праге, Берлине и Париже (удостоен степени доктора философии в 1915), а с 1917 году осел в Праге. По причине болезни не был призван в австрийскую армию и поэтому не участвовал в Первой мировой войне.
Во время Первой мировой войны Карел Чапек работал воспитателем в доме графа Лажанского (там сейчас находится кофейня «Славия»). Затем Чапек работал журналистом — в газетах «Narodni listy» и «Lidove noviny», продолжив тем самым традицию — ведь многие чешские писатели, в том числе и сам Ян Неруда, вынуждены были зарабатывать на жизнь журналистикой.
Сборник рассказов «Krakonošova zahrada» (1918), который он написал вместе с братом Йозефом (Josef Čapek — впоследствии известный писатель и художник-авангардист) — это издание прозы, напечатанной в журналах в основном в 1908-1911 гг. С 1921 по 1923 год он работал драматургом и режиссёром театра Винограды. А с 1925 по 1933 год был первым председателем чехословацкого отделения ПЕН-клуба. 26 августа 1935 года Карел Чапек женился на своей давней подруге, актрисе Ольге Шайнпфлюговой (Olga Scheinpflugová), в ратуше Винограды.
Всечешскую известность Карелу Чапеку принёс мастерский перевод в 1919 году стихотворения Гийома Аполлинера «Зона» — своеобразного манифеста нового поколения поэтов. А всемирную известность Чапек получил после постановки пьесы «R.U.R.» — о восстании машин. Именно там было впервые употреблено слово «робот». Помимо этой пьесы, Чапек (иногда в соавторстве с братом) написал ряд других — «Из жизни насекомых», «Адам — творец», «Средство Макропулоса», наконец, в конце 30-х годов — произведения, исполненные явного антифашистского пафоса — «Белая болезнь» и «Мать».
Чапек, однако, был не только драматургом. Его перу принадлежат и книги для детей, и путевые заметки, и «Апокрифы», и два детективных сборника — «Рассказы из одного кармана» и «Рассказы из другого кармана». Кроме того, Чапек стал биографом президента Чехословакии Масарика, издав несколько томов «Разговоров с Т.Г.М.» — в высшей степени поучительных бесед о том, на каких принципах должно строиться молодое государство.
Но, конечно, самыми популярными произведениями Чапека были и остаются его романы — «Фабрика абсолюта» (1922), одна из первых антиутопий в мировой литературе, «Кракатит» (1924), «Гордубал» (1933), «Метеор», «Обыкновенная жизнь» (1934), а также знаменитая, во многом предвосхищающая «1984» Джорджа Оруэлла, «Война с саламандрами» (1938), которая удивит любого, кого — необычностью формы, кого — актуальностью содержания.
Умер Карел Чапек в Праге 25 декабря 1938 года, на рождество. По легенде, предчувствуя беды, которые грядут в Чехословакии, он отправился в храм святого Вита и целую ночь молился там (совершенно неожиданный поворот в биографии Чапека — скептика и агностика) в неотапливаемом огромном зале. После этого писатель заболел воспалением легких, и через неделю его не стало. Воспаление почек и пневмония были добавлены к гриппу. Он умер от отёка лёгких 25 декабря 1938 года, за несколько месяцев до оккупации Богемии и Моравии нацистской Германией. Известно, что гестапо планировало его арест (брат Карела, Йозеф, позднее погиб в концлагере). Чапек был похоронен на Вышеградском кладбище в Праге. Его архив был спрятан вдовой в саду в Стржи под Прагой, и обнаружен после войны. Творчество Чапека, бывшего личным другом Т. Г. Масарика, в коммунистической Чехословакии первое время было под запретом, но с 1950—1960-х годов вновь стало активно изучаться.
Мировую известность принесла Чапеку его драматургия, своим успехом обязанная умению автора рассуждать на серьёзные темы с немалой долей юмора. В самой знаменитой пьесе Чапека «R.U.R.» (R. U. R., 1921) едко высмеивается машинная – и машиноподобная – цивилизация. Написанная совместно с братом Йозефом комедия «Из жизни насекомых» (Ze života hmyzu, 1921) изобличает алчность, тунеядство, себялюбие и солдафонство. В пьесе «Средство Макропулоса» (Věc Makropulos, 1922) забавно доказывается утомительность вечной жизни. Пьесы «Белая болезнь» (Bílá nemoc, 1937) и «Мать» (Matka, 1938) обращаются к теме диктатуры и войны, но им явно недостает юмора, столь характерного для предыдущих произведений Чапека, – видимо, потому, что они написаны в канун Второй мировой войны.
Общественные вопросы, всегда занимавшие Чапека-драматурга, нашли выражение и в его романах. В «Кракатите» (Krakatit, 1924) изобретается взрывчатка, способная уничтожить весь мир; в «Войне с саламандрами» (Válka s Mloky, 1936) обученные людьми морские чудовища угрожают самому существованию человечества. Знаменитая трилогия – «Гордубал» (Hordubal, 1933), «Метеор» (Povětroň, 1934), «Обыкновенная жизнь» (Obyčejný život, 1934) – посвящена проблемам частной жизни.
В Чехии существуют два музея Чапека: загородный дом-музей «На Стржи» и мемориальный музей на родине писателя.
Нет комментариев