Юрий Макаров. Иллюстрация к сборнику Юрия Тупицына "Синий мир". Изображение взято из открытых источников Фантастические произведения в большинстве своём относятся к приключенческой литературе. И в самом деле, где чудо - там и приключения. И художники, иллюстрирующие такие произведения обязаны передать не только необыкновенность описываемых миров и облик населяющих их или действующих в них героев, но и сюжетную динамику, без которой и книжки и картинки к ним могут оказаться скучными. В совершенстве владел мастерством создания динамических иллюстраций советский художник Юрий Макаров.
Юрий Георгиевич Макаров. Биография Юрия (Георгия) Георгиевича Макарова, была мягко говоря, бурной. Он родился на Алтае в 1921 году. Его художественное дарование проявилось еще в детстве. Семья переехала в Омск, где юный художник стал вольнослушателем художественного техникума имени Врубеля. Когда ему исполнилось тринадцать, по направлению обкома, он переехал в Москву в Дом художественного воспитания детей при Наркомпросе. Замнаркома просвещения в 1935 году обратился к главе Академии художеств Бродскому со следующей рекомендацией: «Прошу принять Юру Макарова и рассмотреть его работы на предмет определения его в школу изобразительных искусств для особо одаренных детей при Академии художеств. По заключению специалистов Юра Макаров обладает исключительными дарованиями в области рисунка».
Юрий Макаров. Иллюстрация к роману Александра Казанцева "Сильнее времени". В 1936 году рисунок Юры Макарова, посвященный легендарному Чапаеву, наградили второй премией детского рисунка в Париже, а в 1937, уже на Всероссийской выставке, юный художник получил первую премию за панораму Полтавского сражения. Увы, автора премиальных работ вскоре исключили из школы при Академии за плохое поведение. Он начал работать в цирке, причем и как художник-оформитель и как артист. Получив травму, Юра стал эстрадным артистом. Афиши гласили: «Ритмический вальс исполнит для вас Юрий Макаров и джаз». С начала Великой Отечественной войны, художник служил воздушным стрелком. В первом же боевом вылете, его самолет был сбит.
Юрий Макаров. Иллюстрация к роману Сергея Павлова "Лунная радуга".
Недавний бортстрелок стал морским пехотинцем, получил ранение и после госпиталя был направлен на Тихоокеанский флот. Служил художником флотского театра, художником-корреспондентом на кораблях, участвовал в перегоне транспортов "Либерти", поставляемых по ленд-лизу. Тихий океан во время Второй мировой войны был отнюдь не тихим. Транспорт, на котором находился военный корреспондент Макаров, был потоплен и сорок минут Юрий Георгиевич провел в ледяной воде. В 1946 Макарова демобилизовали и он снова стал театральным художником. Его работы увидел Валентин Катаев и предложил оформить свою книгу "За власть Советов!". Так начался путь Юрия Макарова художника-иллюстратора, кем он и был до самой своей смерти в 1992 году.
Юрий Макаров. Иллюстрация к повести Виктора Михайлова "Под чужим именем". Вряд ли Юрий Георгиевич собирался становиться художником-фантастом. В издательствах в нем прежде всего увидели иллюстратора книг о путешествиях, о войне и детективно-приключенческих повестей и романов. Так первыми работами Макарова стали иллюстрации к разным изданиями книги Владимира Арсеньева "В дебрях Уссурийского края" (1949), но уже в 1951 году он создал серию иллюстраций к роману Владимира Обручева "Плутония", а в 1952 году проиллюстрировал сборник научно-фантастических повестей разных авторов "Голос моря". В 1957 году вышло новое издание предвоенного еще романа Александра Казанцева "Пылающий остров". Это событие стало знаковым и для художника и для писателя. Им предстояло сотрудничать еще долгие годы.
Юрий Макаров. Иллюстрация к роману Александра Казанцева "Пылающий остров". Уже в ранних работах проявилась узнаваемая стилистика работ Юрия Георгиевича. В технике, лицах людей, явлениях природы он прежде всего видел красоту. Не могу припомнить ни одного злодея, изображенного этим художником, который бы выглядел отвратительным, отталкивающим или хотя бы - неприятным. Что уж говорить, о героях положительных. Пожилые у Макарова мудры и добры, молодые мужественны и благородны, а уж женщины все как один могли бы выиграть в любых конкурсах красоты. Если вы думаете, что я иронизирую, то ошибаетесь. Я - восхищаюсь!
Юрий Макаров. Иллюстрация к повести Вячеслава Назарова "Зеленые двери Земли". По-настоящему популярным Юрий Георгиевича сделали журналы, с которыми он сотрудничал на протяжении всей послевоенной жизни. "Искатель", "Техника - молодежи", "Юный техник", "Знание - сила", а еще альманах "Мир приключений", книги серии "Библиотека приключений и научной фантастики" немыслимы без иллюстраций этого художника. Более того, сами иллюстрации зачастую служили поводом для прочтения произведения, для которого они были сделаны. Хотя справедливости ради надо сказать, что в советской книжной иллюстрации Макаров был не единственным таким художником.
Юрий Макаров. Иллюстрация к журнальной публикации главы "Злоумышленники" из повести Аркадия и Бориса Стругацких "Возвращение. Полдень-22 век". В советском книгоиздании редки случаи, когда один художник становился "штатным" иллюстратором одного писателя. Да и не только в советском, полагаю. Как я уже упоминал выше, Казанцев и Макаров были как раз таким творческим дуэтом. К сожалению, не могу сказать с полной уверенностью общались ли они в процессе работы над книгами или автор сдавал рукопись в издательство, а художник брал ее на прочтение и начинал рисовать, но как бы то ни было, сейчас не возможно не вспомнить, к примеру, роман "Фаэты", не упомянув иллюстрации к ним и наоборот. Причем, Юрий Георгиевич нередко иллюстрировал одни и те же произведения Александра Петровича по несколько раз.
Юрий Макаров. Иллюстрация к роману Александра Казанцева "Фаэты".
Благодаря Интернету можно многое увидеть иными глазами, и когда просматриваешь работы Макарова подряд, поневоле начинаешь замечать, что в чем-то художник повторяется. Жесты, расположение фигур, выражения лиц... Однако, я бы воздержался от обвинений в автоплагиате. Во-первых, не секрет, что художникам и тогда (как и сейчас) приходилось много трудиться, чтобы заработать на жизнь, а во-вторых, набор стилистических приемов, к которым прибегает художник, не бесконечен. Так что пусть обвинители, которые наверняка в своей собственной работе, повторяют одни и те же действия, операции и слова, воздержатся от осуждения.
Юрий Макаров. Иллюстрация к повести Александра Полещука "Падает вверх". Сейчас уже не могу вспомнить, когда я в первый раз взял в руки журнал или книгу с иллюстрациями Макарова, но ощущение чуда, которое, наверняка, возникло в тот момент, не оставляет меня до сих пор. Да в чем-то его работы архаичны, но они сохраняют в себе заряд оптимизма, присущего эпохе первых спутников и космонавтов. Думаю, не только я согласился бы жить в мире, где высятся здания с изящными куполами и спиралевидными пандусами, а звездолеты ласкают взор стреловидными очертаниями, где мужчины умны и отважны, а женщины - прекрасны как на подбор. Именно зримый образ такого мира и создал Юрий Георгиевич Макаров.
Юрий Макаров. Иллюстрация к рассказу Леонида Гирсова "Морис".
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Видео автора «Эпоха Динозавров» в Дзене 🎦: Эволюция человека описывает много этапов в эволюции вида Homo sapiens и эволюцию Доисторических предков современног...
Комментарии 2