Александр Беляев, "Избранные произведения", авторский сборник, изд-вл "Правда", Москва, 1989 г., тираж - 400 000 экз., художник - С. Ермолов
Да, в той истории Гарин потерпел поражение, и капиталистам удалось предотвратить поступление больших объемов золота на мировые рынки. И вот я думаю, что и в случае с открытием Микулина тоже нашлось бы решение. Халявное золото не было выгодно и советским большевикам, а так как советский ученый сделал еще одно эпохальное, на этот раз более полезное открытие – передачу электрической энергии по воздуху, то его усилия были бы направлены с добычи золота на доработку именно этого оружия.
Что касается того, что «нейтрализацией» Микулина послали заниматься не профессиональных диверсантов, так тут тоже нет особого перекоса. Если бы ученый действовал в государственной лаборатории где-то в Москве, то, конечно же, пришлось бы посылать опытных спецслужбистов. Но по причине, изложенной выше, большевики просто не дали бы этому изобретению хода. А для диких таежных условий прекрасно подходила парочка таких отвязанных авантюристов, даром, что журналистов – Додда и Клэйтона, которые легко могли сколотить среди местных бичей приличную банду.
Также не удивительно, что Микулин отправился совершать свое открытие в таежные дебри, и он это прекрасно объяснил Клэйтону – для химической реакции превращения разных элементов в золото требуется огромное количество электроэнергии, которую можно было взять только из грозовых облаков. А самые лучшие и самые «богатые» на электричестве грозовые облака, как выяснил Микулин, образовывались только на Алтае.
Ну, я лично не знаю, на Алтае ли образуются такие облака, или где-то в других местах, но советский ученый выбрал именно Алтай, и в этом я не вижу ничего странного.
А безопасность своей таежной лаборатории он обеспечил заранее – это видно по тому эпизоду в конце повести, когда этими электрическими лучами в одну секунду была уничтожена целая банда. Имея такое оборонительное оружие, и артиллерии не надо – работает точно, убойно и без осечек.
Ну, вот, в принципе, и всё. Больше я никакой критики в адрес повести Александра Беляева «Золотая гора» не обнаружил. Есть, конечно, еще какие-то замечания по воплощению всяких сюжетных линий, но не думаю, что на это стоит обращать внимание.
Кстати, что интересно – недавно я смотрел какой-то научно-популярный фильм о средневековых алхимиках, так приглашенный прокомментировать его немецкий ученый рассказал, что сегодня получить золото из любых других элементов не составляет особого теоретического труда. Современные химики и физики прекрасно умеют совершать всякие трансмутации, и золото, например, можно просто получить из свинца, поменяв местами атомы. Однако эти трансмутации потребуют столько энергии, что на порядки дешевле просто выкапывать его из земли.
Так что Александр Беляев написал не такую уж и фантастическую повесть, если за главную идею его произведения брать получение золота методом трансмутации путем использования электрической энергии из облаков. В принципе, эта трансмутацич как минимум теоретически была возможна уже в его времена. А фантастика тут только в изобретении электрического оружия, которого ученые не смогли изобрести и по сей день.
А так получилась довольно динамическая повесть со всеми элементами шпионского боевика, а в этом деле Александр Беляев был достаточно силен. Принципиально он вообще был не фантастом, а приключенцем, и хотя описывал научные открытия, которые делали его герои, но надо понимать, что главным призванием его была беллетристика, а не наука. Вот разве можно найти слишком много науки в «Человеке-амфибии», «Голове профессора Доуэля» или «Острове погибших кораблей»?
Нет, это просто прекрасно сделанные боевики, просто все приключения крутятся вокруг лабораторий и изобретений, а вот те произведения, в которых Беляев по-настоящему брался популяризировать науку – например, «Звезда Кэц» или «Борьба в эфире», - не сильно впечатляют, так как ради науки писатель очень сильно ослабил приключенческую часть сюжета.
Итак, сегодня повесть «Золотая гора» можно найти в Интернете, и даже с иллюстрациями. Правда, у всех позднесоветских и постсоветских изданий разные иллюстраторы, но в основном всех интернет-выпуски базируются на иллюстрациях, сделанных в 1929 году Г. Фитингофом.
В заключение я представлю только поздние советские издания со всеми иллюстрациями, которые я в них обнаружил, а то, что было выпущено после 1991 года в количестве 12-ти изданий с 1992 по 2023 год – это уже не для коллекционеров советских книг, и если о них писать, то совсем в другом исследовании.
Нет комментариев