Обложка журнала «Техника — молодёжи № 9 1964 год»
Иллюстрация: Роберт Авотин / «Лаборатория Фантастики»
Юло Соостер родился и вырос в Эстонии. В 1949 году был репрессирован за то, что хотел покинуть Советский Союз и отправиться на стажировку во Францию. Вместе с другими выпускниками Тартуского художественного института он подал заявление о желании выехать из СССР, что внезапно было квалифицировано властью как измена родине, более того, следствие обвинило их в намерении захватить самолет и улететь в Париж.
Соостер был приговорен к 10 годам заключения в Карагандинском лагере в Казахстане, из которых отсидел только семь. Годы заточения не прошли впустую: в лагере он выучил русский язык и познакомился со своей будущей женой Лидией Серх. Отбывая наказание, он продолжал заниматься живописью. Многие из его работ были уничтожены сотрудниками лагеря.
Соостер был реабилитирован в 1956 году, сначала уехал в Эстонию, но решил переехать в Москву. Тогда же начал работать в качестве художника-иллюстратора, оформлял книги и журналы. И именно в качестве иллюстратора он прославился и заработал себе статус первого советского сюрреалиста.
В то же время он продолжал работать как художник, входил в нонконформистскую среду, выставлялся в Манеже. После скандала был с остальными художниками обвинен в том, что занимается «упадочным» искусством. Соостер опасался преследований и, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания, работал под псевдонимом Ю. Смородин.
Еще один иллюстратор, ставший известным благодаря работе в «Технике — молодежи», Константин Арцеулов, был в первую очередь летчиком-испытателем и авиаконструктором, который в тридцатых годах считался одним из главных специалистов в этих областях.
Он родился в 1891 году в Ялте, его дедом по материнской линии был Иван Айвазовский. Арцеулов рассказывал, что мог часами следить за его работой в мастерской. И конечно, такое родство не могло не сказаться на сфере интересов внука. Еще Арцеулов увлекался самолетостроением и пытался изобрести планер. В 1905 году он поступил на работу на один из первых авиационных заводов в России, но вскоре был призван в армию на срочную службу, которая закончилась в 1913 году, накануне начала Первой мировой войны. За недолгое время мирной жизни он успел поработать в качестве художника, создав иллюстрации для книги «Легенды Крыма», составительницей которой была его мать.
После начала Первой мировой Арцеулов был призван на фронт в кавалерию, но регулярно подавал прошения перевести его на службу в военную авиацию. Когда его желание было удовлетворено, стало ясно, что он — один из ведущих летчиков, поэтому было принято решение перевести его в авиационную школу на должность обучающего офицера. В годы преподавания Арцеулов разработал технику вывода самолета из штопора — это стало большим прорывом во всей российской авиации.
Несмотря на все заслуги и сдержанные симпатии большевикам, Арцеулов был репрессирован советской властью. По ложному обвинению в шпионаже и воровстве он был отправлен в лагерь в 1933 году. Его срок закончился в 1937 году, но в течение 10 лет ему было запрещено выезжать за пределы Архангельской области. Арцеулов потерял возможность заниматься авиацией и решил полностью посвятить себя живописи. Полностью реабилитирован в 1956 году. К тому времени Арцеулов уже был один из самых известных художников в жанре научной фантастики и оформил больше 240 номеров «Техники — молодежи».
В области живописи Арцеулов тоже известен только как иллюстратор, его собственные работы, на которых он, как правило, изображал самолеты и фантастические летательные аппараты, успеха не имели.
В конце пятидесятых на всесоюзных выставках начинают появляться картины Геннадия Голобокова, еще неизвестного художника. Сначала это была типичная живопись соцреализма, но позднее художник перешел к научной фантастике. Голобоков пытался скрывать свою биографию, потому что был инвалидом и не хотел предвзятого отношения. В шестнадцатилетнем возрасте он, нырнув в воду с берега, ударился головой о песчаное дно и получил серьезную травму шейного отдела позвоночника, из-за которой он почти полностью потерял подвижность.
Комментарии 6
Ведь что такое, в сущности, русский коммунизм? Шел бухой человек по заснеженному двору к выгребной яме, засмотрелся на блеск лампадки в оконной наледи, поднял голову, увидел черную пустыню неба с острыми точками звезд — и вдруг до такой боли, до такой тоски рвануло его к этим огням прямо с ежедневной ссаной тропинки, что почти долетел.(с)