Раннее детство провел в Якутске, а через несколько лет, после развода, мать с маленькими сыном и дочкой переехала в Красноярск, где писатель в 1954 году окончил мужскую среднюю школу №41 с серебряной медалью: в аттестате была только одна четверка... по русскому языку(!). Но такой аттестат давал его владельцу право на поступление в вузы без вступительных экзаменов.
Этим и воспользовался Колупаев, когда в том же году поступил на радиотехнический факультет Томского политехнического института. В 1960 году, женился на Валентине Александровне, вскоре родилась дочь Ольга. Перевелся на заочное отделение и 26 июня 1961 года становится дипломированным радиоинженером. После окончания института работал в специальном конструкторском бюро испытательных приборов. Как вспоминает его коллега, томский инженер, ученый и изобретатель Геннадий Иванович Кузнецов: «В СКБ ИП он был назначен начальником лаборатории и проделал большую аналитическую работу по подготовке перспективного развития тензометрического приборостроения. Но где-то в 1966-67 годах почему-то СКБ ИП расформировали, начальников лабораторий сократили с переводом желающих на должности ведущих инженеров и руководителей групп... а оставшихся работников перевели в СКБ математических машин (СКБ ММ), добавив приставку «и тензометрических приборов» (СКБ ММ и ТП). Несколько начальников лабораторий тогда уволились. И Виктор Колупаев тоже уволился и перешел работать в СФТИ.
Лично мне было жаль, что такой талантливый инженер сменил свою профессию... он мог бы стать очень хорошим специалистом-руководителем и научным сотрудником по своей технической специальности. Кроме этого, он мог бы стать хорошим физиком-теоретиком в области разработки теории единого поля (чем он увлекался в последние годы своей жизни)».Виктор Колупаев (1950-е)
Новое место работы было не менее интересно и в лаборатории биокибернетики Сибирского физико-технического института (СФТИ) он проработал инженером полтора десятка лет. «У меня была интереснейшая работа. Например, мы в лаборатории Сибирского физико-технического института, где я работал, создавали аппаратуру, способную излучать сложный ультразвуковой сигнал. Известно, что дельфины общаются как раз в ультразвуковом диапазоне; и вот в командировке на Черном море мы целый месяц провели с ними. Это было огромное сооружение в гектар величиной, разбитое на вольеры, стоящее на бетонных сваях, выходящих прямо из моря. Закрытое предприятие. Дельфинов там учили разным вещам, например, загонять рыбу в сети. Мы с ними очень сдружились. Кататься на дельфинах верхом – в буквальном смысле, сидя, как на лошади, невозможно; на нем можно только лежать. Пообщавшись с ними, ответственно заявляю: это не звери, это по-настоящему разумные существа».
Но в 1982 году он неожиданно для всех уходит из института. Причины столь решительного шага В. Колупаев объясняет так: «Я помню дату – 14 марта 1979 года... В то время я по роду своей основной работы много времени проводил в научной библиотеке Томского политехнического Института. И читал, конечно, не только то, что требовала работа, но и то, что меня интересовало. Я отлично помню тот день. Работал в библиотеке я с утра до обеда. Посетителей в это время обычно было мало. Я вышел покурить в пустую курилку. Ходил там из угла в угол и вдруг все понял. Я понял, что такое скорость света, как ее измерить, каким образом она связана с Пространством и Временем. Я ПОНЯЛ, что такое Пространство и Время. Тотчас же возникло множество следствий. Я уже знал почему вращаются галактики, почему время течет из прошлого в будущее, почему причина предшествует следствию и многое другое. Все это произошло мгновенно. Примерно то же самое происходило со мной всякий раз, когда в голову приходил сюжет рассказа. Он приходил внезапно. Я чувствовал его в свернутом виде. То есть, в нем уже было все от первой до последней буквы... но слов еще не было. Этот свернутый в точку сюжет я носил в голове помногу месяцев или лет, пока не наступала пора слов. Так и здесь. Я знал все. Но это ВСЕ было свернуто в точку. Это очень странное состояние. Как будто носишь в себе какую-то радостную тайну...»
Это озарение перевернуло его жизнь, и он начал кропотливо заниматься научной разработкой своего открытия. Десять лет (после того, как он ушел с работы и почти перестал писать) Колупаев помногу часов в день изучал самые различные науки; за это время было проанализировано и законспектировано более 3 000 книг и статей. И все это время у него не было стабильного заработка (благо, что родные понимали его и не докучали), вплоть до 1993 году, когда он, наконец, закончил свой научный труд в две тысячи страниц (до сих пор не опубликованный).
Виктор Колупаев вообще был оригинальный человек. «Очень худой, очень смуглый», – так описал его друг Г. Прашкевич. Кстати, он очень стеснялся своей худобы, считая вес в 54 килограмма недостойным для мужчины. Играл на мандолине и фортепиано, был одним из зачинателей экологического движения в Томске, а в результате экспериментов на собственной собаке установил, что она понимает более 300 слов. Он не любил давать интервью. Писал лирическую фантастику, а любил сказочную. Писал научный труд о Пространстве и Времени, но вместе с тем подолгу ковырялся на огородном участке, делал своими руками мебель в доме.Виктор Колупаев c женой и дочкой (1968)
Да и к книгам Колупаев относился очень бережно и не имел привычки делать отметки на полях, подчеркивать или обводить важные фрагменты текста. Вместо этого он их конспектировал, а чтобы не потерять нужное место, записывал номер страницы на закладке, в качестве которой выступала обычно старая перфокарта
Писать начал еще в школе – стихи, даже начал поэму, но серьезно к этому не относился. К литературному труду будущего фантаста подтолкнул один случай: «Когда дочери было месяцев девять или десять, я пришел с работы с друзьями, а она посмотрела на нас из кроватки, показала пальчиком, засмеялась каким-то безбрежным смехом и сказала: «Капики, дзяпики, аптека». Это был 1961 год. В то время я еще ничего не писал, а она ничего, кроме «мамы» не говорила – у ребенка для таких слов еще голосовой аппарат не сформировался... Я тут же «догадался», что Дзяпики – это мы, аптека означает, что всех нас надо лечить, ну а Капики, видно, место, где все с нами происходит. И в ту минуту я уже точно знал, что буду писать фантастику и напишу роман «Дзяпики». Вечером сел и написал одну страницу будущей повести, правда, а не романа, где главными героями стали дзяпики. После этого года четыре прожил спокойно, а с шестьдесят пятого года начал писать фантастические рассказы».
В том же году журнал «Техника – молодежи» объявил конкурс на научно-фантастический рассказ по нескольким рисункам. Виктор Колупаев решил попытать счастья и писал рассказ… девять месяцев! После этого в течение трех лет он написал более трех десятков рассказов. Первая публикация – фантастический рассказ «Неудачная экспедиция», опубликованный в томской газете «Молодой ленинец» в самом начале 1966 года. А примечателен этот рассказ тем, что по словам самого автора из него «выкатилась» впоследствии фантастическая повесть «Фирменный поезд «Фомич».
«Я года три не посылал никуда свои рассказы. Потом у меня их накопилась целая пачка – штук 20. Ну, это было страниц 300... Я послал их в журнал «Искатель», потом где-то в это же время был в командировке в Ленинграде. Зашел в писательскую организацию, ленинградскую, естественно. Там никого не было, кроме секретарши. И второй экземпляр я там и оставил. И написал на пачке: «Прочтите хоть кто-нибудь» – и уехал. Прошло, наверное, с полгода или больше – никакого ответа. Потом вдруг присылают телеграмму из «Вокруг света», что они намерены опубликовать рассказ «Билет в детство». Тогда же и критик Евгении Брандис мне прислал письмо из Ленинграда, что ему тоже понравились рассказы, и он рекомендовал, по-моему, два из них в журнал «Аврора». Что-то появилось в «Уральском следопыте». То есть где-то на рубеже 69-70 года как-то вдруг почему-то мои рассказы стали появляться».
Томич, близкий друг писателя, Сергей Татарский вспоминает: «В его биографии был интересный момент, о котором сам Виктор Дмитриевич вспоминать не любил, а может быть, и не помнил. На одном из съездов КПСС сам Леонид Ильич Брежнев назвал фамилию Колупаева, перечисляя наиболее ярких и интересных советских фантастов. После этого отношение местной партийной элиты к Колупаеву резко изменилось. Он получил наконец возможность заниматься любимым делом – творить, получив после долгих мытарств нормальную квартиру».
С 1970-х годов работал над трудом «Пространство и Время (Физический аспект)», краткое его изложение было издано малым тиражом в 1994 году в Томске под названием «Пространство и время для фантаста». Являлся членом жюри фестиваля «Белое пятно – 94», возглавлял оргкомитет фестиваля «Аэлита в Томске» (2000), а на фестивале «Урания» (2001) приз «Малая Урания» назвали призом имени В. Колупаева.Виктор Колупаев с призом «Аэлита» (1988)
В конце 1970-х, когда литературная работа стала превалировать над научной, Виктор Дмитриевич открыл семинар молодых писателей-фантастов при Томской областной писательской организации. Невзирая на название, это был полноценный КЛФ. Руководителя гордо величали «командиром», а главным содержанием проходивших раз в две недели на проспекте Ленина, 111 «шумных и веселых» занятий являлось общение, чтение небольших рассказов, обсуждения и суровая критика. Наиболее яркими членами этого объединения являлись Сергей Смирнов, Татьяна Мейко, Сергей Петров, Дмитрий Федотов, Владимир Шкаликов, Александр Стоянов.
Работа семинара продолжалась до 1983 года. А затем... «Начался разгон фантастики по всей стране, – вспоминал Виктор Дмитриевич. – Он коснулся и писателей, и Клубов любителей фантастики. Интерес к семинару организаций, не имеющих никакого отношения к литературе вообще, привел к тому, что я распустил семинар». Однако в 1987-м, когда «темные годы» для фантастики миновали, состоялось возрождение этого литературного объединения, в который не только вернулись «бойцы первого призыва», но появились и «новобранцы».
В 1982 году, вместе с уходом из науки, он на время забросил и литературу, но все равно продолжали выходить сборники его рассказов, написанных ранее. Именно за счет появления ряда сборников колупаевской прозы у любителей фантастики возникла иллюзия его творческой активности в 1980-е годы, хотя все произведения были написаны задолго до этого. Его сборник «Весна света», выпущенный к 50-летию писателя и вместивший почти все его ранее опубликованные произведения, был отмечен в 1988-м на фестивале фантастики «Аэлита» премией. И эту награду писатель считал более весомой, чем полученную годом ранее Почетную Грамоту Президиума Верховного Совета РСФСР «за многолетнюю плодотворную литературную и общественную деятельность».
Лишь в 1993-м вновь начал писать и принялся за роман «Безвременье», который был написан в соавторстве с ровесником и старым другом Колупаева – художником Юрием Маркушиным, а опубликован в 2000 году за свой счет тиражом в… 75 (!) экземпляров. Эта книга по замыслу авторов являлась лишь первой частью трилогии: «Безвременье», «Времена» и «Вечность». Вторая книга трилогии – роман-пародия «Сократ Сибирских Афин» – была опубликована в красноярском журнале «День и ночь» в 2001 году. Он хотел также написать пару книг о древних греках и римлянах, созрели сюжеты нескольких фантастических произведений, но осуществить задуманное Виктору Колупаеву не пришлось.
Через год в возрасте 64 лет, он скончался. Он умер легко, в ванной, от сердечной недостаточности. Похороны состоялись 6 июня 2001 года в Томске на кладбище Бактин (квартал №63). Впоследствии именем В. Д. Колупаева названа улица в поселке Апрель Томского района Томской области.
В 2003-м вышел большой сборник его рассказов и повестей «Качели Отшельника» в серии «Классика отечественной фантастики», отдельным изданием в Томске был выпущен роман «Сократ Сибирских Афин» (2007), в 2014-м Томская писательская организация переиздала основные произведения писателя в томике «Избранное». А в 2017 году в московском издательстве «Престиж Бук» очень маленьким тиражом издан трехтомник всей ранее изданной прозы Виктора Колупаева на русском языке. В архиве писателя были обнаружены и другие произведения, которые не издавались никогда. Одним из них является роман «Кирена и Гент», яркий образец космической фантастики конца XX века, вышедший в «престиж Буке» в декабре 2018 года.Виктор Колупаев среди российских писателей-фантастов
Надо также отметить, что с конца 1970-х гг. произведения фантаста выходили отдельными изданиями, в периодике и сборниках в ряде стран: США, Чехословакии и Германии, а в Японии, Швеции, Польше, Венгрии, Болгарии, Китае, Корее, Монголии, Франции и Швеции. А в августе 1985 года на факультете иностранных языков Куцтаунского университета (Пенсильвания) даже рассматривалась диссертация на соискание степени магистра искусств «A Translation of Victor Kolupaev's "The Bandit Over the World" with a Critical Essay». Диссертация Уильяма Джорджа (Билла) Кунца содержала критическое эссе и перевод на английский язык повести Колупаева «Толстяк» над миром» и рассматривала особенности художественной формы этого произведения.
При содействии дочери писателя Ольги Викторовны, учителя литературы в гимназии №18 Томска, в 2005 году был издан биобиблиографический указатель «Виктор Дмитриевич Колупаев». Исследованием творчества писателя и его пропагандой занимается кандидат филологических наук; доцент ТГПУ Ирина Владимировна Никиенко, которая стала инициатором открытия «Виртуального музея Колупаева», проводит конкурсы среди школьников города по творчеству Колупаева.
Нет комментариев