Будда нашел совершенно иной угол зрения. Просто наблюдайте дыхание – входящее и выходящее дыхание.
Для наблюдения есть четыре точки. Сидя в полном умственном и вербальном молчании, просто наблюдайте дыхание, чувствуйте дыхание. В первой точке дыхание входит. Когда дыхание вошло, на мгновение оно останавливается, на какие-то доли секунды, это небольшое мгновение и есть вторая точка. Затем дыхание разворачивается и выходит наружу – это третья точка наблюдения. Когда дыхание полностью вышло, на долю секунды оно останавливается. Это четвертая точка наблюдения.
Если вы сможете наблюдать все эти четыре точки, то будете удивлены, изумлены чудом такой простой техники – поскольку ум в это не вовлечен. Во время наблюдения вы всегда осознанны. Эта техника осознанности и есть випассана.
Наблюдение – это не качество ума. Наблюдение – является качеством сознания, души. Наблюдение – это процесс совершенно не умственный. Когда вы наблюдаете, ум прекращает свою работу, останавливается.
Поначалу вы много и много раз забудете, и ум войдет и начнет играть в свои старые игры. Не раздражайтесь, не злитесь, не чувствуйте вину и раскаяние. Но каждый раз, как вспомните, что забыли, просто вернитесь к наблюдению, так раз за разом, снова и снова возвращайтесь к наблюдению за своим дыханием. И тогда, мало-помалу ум станет вмешиваться все реже и меньше.
48 минут до просветления
И когда вы сможете наблюдать за дыханием непрерывно 48 минут, вы станете Просветленным. Вы удивились – всего 48 минут? Это потому что вы думаете это легко… всего 48 минут! Но это совсем нелегко. Сорок восемь секунд – и вы много раз станете жертвой ума!
Попробуйте проделать эту технику, держа перед собой часы. Поначалу вы не сможете оставаться осознанным даже 60 секунд, за одну минуту вы много раз заснете. Вы забудете всё о наблюдении – будут забыты наблюдатель и наблюдение. Какая-то идея или мысль уведет вас далеко, весьма далеко прочь. Затем вы внезапно осознаете… посмотрите на часы и увидите, что прошло лишь десять секунд.
Но мало-помалу… Становление осознанным – это не практика, это навык. Осознанная жизнь – это навык, мало-помалу вы это впитаете. Потому что эти несколько мгновений, когда вы наблюдали, полны такой безмерной радости, такой утонченной красоты, что однажды, испытав вкус осознанности, вкус этих мгновений, вам захочется возвращаться к ним снова и снова – не ради того или другого мотива, но ради сущей радости присутствовать в дыхании, быть в наблюдении.
Помните: випассана – это не тот же самый процесс, который выполняется в йоге. В йоге он называется пранаямой, но это абсолютно другой процесс, фактически совершенно противоположный тому, что Будда называет випассаной.
В пранаяме вы глубоко дышите, наполняете грудь воздухом больше и больше; затем вы опустошаете грудь насколько это возможно от углекислого газа. Это лишь физическое упражнение, которое хорошо для тела, оно не имеет ничего общего с випассаной.
В випассане вы не должны менять ритм своего естественного дыхания. Вы не должны делать долгие и глубокие вдохи, не должны выдыхать по-другому, как это делаете обычно. Пусть ваше дыхание будет естественным и нормальным. Все ваше сознание должно быть сосредоточено в одной точке – в наблюдении.
Практика Випассана — развивает осознанность
И если вы сможете наблюдать дыхание, вы можете начать наблюдать и другие вещи. Когда вы что-то делаете – наблюдайте, что вы делаете. Когда вы идете по улице, вы можете наблюдать, что идете, когда принимаете пищу, вы можете наблюдать и этот процесс. Сделайте свое наблюдение тотальным. И, в конце концов, вы сможете наблюдать, что спите.
В тот день, когда вы сможете наблюдать себя спящим, вы будете перенесены в другой мир. Тело продолжает спать, а внутри продолжает ярко гореть свет. Ваше наблюдение остается непотревоженным. Тогда 24 часа в сутки продолжается наблюдение. Вы продолжаете делать обычные вещи… для внешнего мира ничто не изменилось, но для вас изменилось всё. И мир изменился для вас.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев