«Оборудование» было предельно простым — две тонкие верёвки, прикрепленные к потолку.
На подоконнике лежали старые, сломанные игрушки. Воспитательница предложила их убрать, но я махнул рукой: пусть остаются.
Можно было начинать эксперимент. Воспитательница ввела первого подопытного — мальчика лет шести. Я объяснил: надо взять одну верёвку и привязать к концу другой верёвки.
Мальчик схватил ближайшую верёвку, потянул ее к другой... и остановился.
«Оборудование» я специально рассчитал так, чтобы нельзя было дотянуться до одной верёвки, держа в руке другую. Кто-то должен был помочь – подать вторую верёвку. В этом и была изюминка задачи: как одному справиться с работой, для которой нужны двое?..
Мальчик подергал верёвку, пытаясь ее растянуть, ничего у него не получилось. Тогда он бросил первую верёвку и схватил вторую. Результат тот же – соединить верёвки не удалось.
Побегав от одной верёвки к другой, наш подопытный отошёл в угол и стал тереть глаза кулаками. Я подумал: «Боже мой, хоть бы раз в жизни увидеть инженера, плачущего из-за того, что не удалось решить задачу…»
– Молодец, – сказала воспитательница, протягивая ему конфету «Гулливер». – Ты всё сделал хорошо, очень хорошо.
И увела просиявшего подопытного: нужно было, чтобы он не обменивался опытом с теми, кому ещё предстояло участвовать в эксперименте.
В комнату вошла девочка. Мы объяснили задание, девочка схватила верёвку, не дотянулась до второй верёвки, бросила одну верёвку, схватила другую, снова не дотянулась... и громко заревела. «Гулливер» и на этот раз спас положение.
Быстро прошли, еще шестеро ребят. Все повторялось: задание – безуспешная суета с верёвками— «Гулливер» в утешение. А потом появилась девочка, которая решила задачу. Обыкновенная девочка с косичками и веснушчатым носом. Действовала она поначалу тоже обыкновенно: схватилась за одну верёвку, не дотянулась до другой, бросила верёвку, схватила другую... И вот тут она задумалась. Она перестала суетиться и начала думать! Сморщив веснушчатый нос, она смотрела куда-то в пространство и думала.
– Я подтяну эту верёвку, — сказала она воспитательнице, – а вы дайте мне ту верёвку. И добавила:
– Пожалуйста.
Воспитательница вздохнула: нет, ей и вот этому дяде вмешиваться в игру никак нельзя. Признаться, я ожидал слёз. Но девочка, шмыгнув носом, продолжала думать. Она перестала нас замечать. Оглядывая комнату, она что-то искала. Потом подошла к подоконнику, порылась в игрушках и вытащила потрепанную куклу. Нужен был второй человек, который подал бы верёвку, и девочка нашла этого второго человека... Точно по стандарту: копия объекта вместо объекта!
Она начала привязывать куклу к верёвке (я шепнул воспитательнице: помогите привязать). Потом раскачала получившийся маятник, взяла вторую верёвку, поймала куклу. Задача была решена.
Я пытался отметить этот подвиг удвоенным призом, но воспитательница сказала: нельзя, непедагогично. Девочка получила «Гулливера», шмыгнула носом и убежала, не подозревая, что только что совершила подлинное чудо, решив трудную творческую задачу.
***
«Как же дети будут решать задачу? – удивилась воспитательница, когда я попросил убрать игрушки. – Теперь никто не догадается...»
Я ответил неопределенно: там будет видно, посмотрим. Для чистоты эксперимента воспитательница не должна была знать решение задачи.
За полтора часа мы пропустили одиннадцать ребятишек. Всё шло по привычной схеме: задание – суета – «Гулливер». Дважды мне показалось, что у подопытных промелькнула мысль привязать что-то к верёвке. Но в комнате не было ничего похожего на груз, и находка терялась, исчезала. Двенадцатым оказался, очень подвижный мальчишка. Ему не стоялось на одном месте, он ёрзал, подпрыгивал, вертелся. Едва выслушав условия задачи, он начал бегать от верёвки к верёвке. Ему нравилось бегать, и я подумал, что непоседа будет долго суетиться, но задачу не решит. Я ошибся. Внезапно мальчишка замер. Он стоял и думал…
Изобретатель суетится, даже если неподвижно сидит перед листом бумаги. Суетятся мысли – такова природа метода проб и ошибок: «А что если попробовать так?.. Или вот так?..» Мальчишка не суетился, даже мысленно, это было видно по его изменившемуся поведению. Он выстраивал какую-то цепь. Думал.
Внимательно осмотрел комнату. Воспитательница выразительно вздохнула: вот, мол, не надо было убирать игрушки, ребёнок решил бы задачу, а теперь у него безвыходное положение... И тут непоседа быстро скинул сандалии, схватил их и начал привязывать к верёвке. Воспитательница ойкнула. Я подумал: просто гениальный парень, обидно, если через четверть века он станет обыкновенным инженером...
(с) Генрих Альтшуллер, «Найти идею».
Иллюстрация: Patrice Barton
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев