В рамках путешествия на Южный Урал.
Любителеям моих милых деревяшек...
Недалеко от Нижнего Новгорода, в 60 км, в ничем не привлекательном городке Володарске, находится чудо русской деревянной архитектуры - дача-терем крупного Нижегородского промышленника Н.А. Бугрова.
В 1890-х годах по всему Поволжью было известно имя Николая Александровича Бугрова, внука Петра Егоровича Бугрова, который честным трудом превратился из бурлака в крупнейшего хлеботорговца, поставив на реке Линде мельницы. К концу 1850-х годов П. Е. Бугров скопил миллионное состояние.
Николай Бугров унаследовал предпринимательский талант и продолжил семейное дело.
«Миллионер, крупный торговец хлебом, владелец паровых мельниц, десятка пароходов, флотилии барж, огромных лесов — Н. А. Бугров играл в Нижнем [Новгороде] и губернии роль удельного князя».
Терем-дача Бугрова - замечательный, архитектурный памятник деревянного зодчества России. Дом 1896 года рождения, дожил до наших дней и поныне в полном здравии, и в относительно приличном состоянии. Дом использовался хозяином как летняя резиденция. Когда-то в нём была и вода, и канализация, и всё для нормальной жизни. В первые годы советской власти в тереме разместился горком партии, затем детский сад. В итоге, сегодня, все удобства на улице.
Сейчас же дом занимает местный музей.
Имеется множество версий о его происхождении, но мне импонирует вариант, к которому склоняется директор музея. Судя по обилию декора, коим щедро украшен дом, по сказочно-русскому убранству фасадов, по минимуму в отделке интерьеров, хочется верить, что терем строился, не как дом-дача, а как павильон на очередную ежегодную выставку в Нижнем Новгороде, а по завершении её был перевезён в Володарск, где Бугров владел мукомольным производством. Бугров был старообрядцем, не любил роскоши. Из обилия построенных им зданий не было замечено декоративных излишеств, а потому, если бы он сам строил дом-дачу, то дом выглядел значительно скромнее. В те времена, на пике национального самосознания русской культуры, псевдорусский стиль в архитектуре, особенно на международных ярмарках, приобрёл большую популярность. Основателем направления русскости в деревянном творчестве считают архитектора А.И. Ропета, который разработал рекомендации для разных типов зданий в стиле русского теремного зодчества. Из работ Ропета до наших дней сохранились только два здания – это терема в Чухломе и в Абрамцевском музее. На мой взгляд, дом Н.А. Бугрова хорошая иллюстрация ропетовского стиля.
Н.А. Бугров был меценат по своему старообрядческому убеждению. Он в благотворительных целях вложил на социальные цели десятки миллионов рублей. Для справки: Ливадийский царский дворец в Крыму стоил 4 млн рублей. Конкретно в Володарске, Бугров для своих рабочих построил общежитие, которое до сих пор считается лучшим каменным строением города, где, между прочим, сегодня размещается местная администрация…
Сколько примеров благотворительства среди русских промышленников и купечества!
Сколько ими построенных зданий украшают наши города!
И что-то не припомню ни одного приличного памятника этим благородным людям. Ни одного, основанного ими города, названного их именем. Да и не много даже упоминаний их имён, в современной социальной и экономической жизни страны. Отдельно и тщательно стоило бы изучить успешность и щедрость старообрядческого сословия царской России.
Не будь в прежние времена огромного количества Морозовых, Рябушинских, Мамонтовых, Третьяковых, Бугровых, сколь ущербны и не выразительны были бы «Старые города и посёлки Росссии»…
Автор фото и текста: Илья Алекминский
http://probloggroup.com/r/lOeHZMR5/s ✅ Материал: высококачественный гипоаллергенный сплав с трёхслoйным покрытием зoлoта
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1