«Быть может, он бы и пережил ту страшную зиму, но его обворовали. Из подвальчика на его огороде кто-то выгреб весь картофель… Боже, какой был человек! Умный, добрый, радушный, глубоко интеллигентный. При нем не ругался даже наш боцман с “Громобоя”.
Николай Юльевич Людевиг был гонщик от Бога. Умный, добрый, радушный, глубоко интеллигентный. При нем не ругался даже наш боцман с “Громобоя”.
Для нас он был больше, чем тренер. Учитель!
Он был энтузиастом буерного спорта, что бурно развивался в России до революции. Буер – это платформа на коньках или лыжах, способная ходить под парусом по льду или снегу.
Именно Людевиг спроектировал и построил русский тяжелый буер, который мог принять на борт до 10 солдат десанта. А при минимальном составе экипажа – груз в 600 кг.
Между прочим, первый хлеб в Ленинград был доставлен по ледовой трассе Дороги жизни под парусом.
Да, пробный конно-санный обоз привез в город 63 тонны муки. Но его сопровождали буеристы – так, на всякий случай.
И случай представился. Несколько лошадей провалились под лед. Люди выскочили и сумели спасти драгоценный хлеб. Но кони обессилели. И тогда на помощь пришли паруса.
Вот свидетельство знаменитого футболиста-динамовца, Бориса Орешкина, что в 1941 г. служил в охране Дороги жизни: «Первыми соединили берега Ладоги по льду буеристы. Как спортсмен я с большим уважением смотрел на буеристов: это были не только большие мастера своего дела, но и люди храбрости необыкновенной. Это именно они доставили по льду первые тонны хлеба».
Тут надо отдать должное первому начальнику Дороги жизни, Василию Монахову. В то время на применение буеров смотрели, как на авантюру – ну какие еще паруса в век моторов? Однако Василий Георгиевич оценил их потенциал. Едва толщина льда достигла 10 см., в разведку по всей будущей трассе отправились ледовые парусники – никакой другой транспорт лед не выдерживал, а лыжная разведка была медлительной и грозила сорвать все планы. Буера же развивали скорость до 80 км/ч.
Впоследствии эта скорость давала повод для рыданий и даже истерик, которые, впрочем, заканчивались слезами радости и благодарности.
Буеристы вывозили на Большую землю эвакуированных. И когда путь в 35 км бывал пройден под парусом за 20 минут, иным женщинам казалось, что их не довезли до места и собираются бросить на погибель…
Да и машины часто не могли обойтись без помощи ледовых парусников. Известно несколько случаев, когда буера быстро доставляли в блокадный Ленинград горючее для автоколонн, которые никак не могли двинуться с места.
Константин Кудряшов, сайт «Милосердие. Ру»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2