Краткая история рода Свиридовых. Истоки фамилии. Три села Путятино.
У меня много косвенных доказательств (но, к сожалению, пока недостаточно фактических) того, что наша ветвь принадлежит к роду Рязанских дворян Свиридовых, которые в свою очередь являются ветвью Ряжских дворян Свиридовых, являясь потомками служилых людей времен Василия III и Ивана Грозного.
Более ранние упоминания есть среди бояр новгородских и псковских , что направляет наше внимание на реку Свирь. Поскольку "Свир-ид" - можно трактовать как «тот, кто пришел со Свири».
Так например находим "СВИРЯНИН 1)»Артем Нестеров сын Свирянин», Турчасовский стан Каргопольского уезда//Закладная 1543/АСЛМ 61/; 2) «Игнашка Свирянин» Белозерский уезд// Расходн.кн. 1608 /КБМ:OCCLXXVII/ Прозвище «выходец с берегов реки Свирь, впадающей в Ладожское озеро» /СНЖС:466; СЗР:482/ из книги ОНОМАСТИКОН С.Б.Веселовского"
Также выходцев с реки Свирь (если во множественном числе) называть могли "Свириды", в дополнение к их имени-прозвищу. Аналогичное происхождение могли иметь имена Демид или Демьян, например. Что могло означать, что ранее они жили близ реки Дема (причем речек с этим названием могло быть более чем одна). ДЕМА - плут, обманщик, от Дёма, уменьшительное от Демьян, однако такое же имя носили небольшие извилистые "плутающие" реки.
Ну, например, было языческое имя Ждан или Малой, данное в детстве и прибавленное к нему Свирид, означающее из каких мест прибыла семья. Но по какой-то причине (может много было Жданов или Малых, может так получилось, что Свиридов мало или наоборот было два Малых и оба Свириды) и вот, чтобы различать, имя-прозвище перестали использовать, и за конкретным человеком закрепилось только Свирид. Также этот процесс закрепления имени мог совпасть с переходом язычников в христианство. Об этом мы находим, что "Фамилия Свиридов от имени Спиридон (предположительно от греч. ‘дар души’ или от лат. личного имени, обозначавшего: рожденный вне брака; корзинка для еды). Спиря, Свиря — уменьшительная форма этого имени. Свирид — вариант имени Спиридон." Хотя именно этой версии подтверждений в древних документах я не нашла.
И еще хочу отметить, что, когда речь идет о временах догосударственных и раннегосударственных, то предпочтение надо отдавать именно топонимам, и тем более названиям рек и озер, поскольку это были единственные в то время пути-дороги, и переименовывались они не часто. И проще всего было сказать откуда ты прибыл, назвав именно название реки, как сейчас мы называем из какого мы города. Также нам важно знать об истории обретения фамилий разными сословиями, поскольку есть существенная разница, как в сроках так и логике. Но об этом я напишу отдельно здесь
https://ok.ru/profile/347662392/statuses
Дело в том, что никаких устойчивых фамилий ни у кого не было вплоть до 12-14 примерно века. И примерно тех же времён ходит в народе сказание "12 ключей"
http://www.veneva.ru/lib/12keys-story.html о 12 сыновьях боярина Свирида, проживавшего в поместье близь Венева, погибших в Куликовской битве (около села Свиридова бьют родники с целебной водой). Ведь, как и многие русские фамилии, фамилия Свиридов образовывалась у сыновей-дочерей, потому что их называли «Имярек Свиридов(а) сын(дочь)». И дата сражения в легенде указана "8 сентября 1380 года" Никаких более ранних, тем более подтвержденных документами, упоминаний о Свиридовых мне обнаружить не удалось. А поскольку история периода монголо-татарского ига все чаще подвергается сомнению, то где же найти такие доказательства? Вроде история переписи населения как раз и началась во время этого самого ига. И как раз в связи с тем, что необходимо было собирать и строго учитывать дань. Однако где они эти монголо-татарские документы о переписи? Кто-нибудь их видел? В руках держал? А если фамилий на тот момент еще не было, то как найти своих предков, если нет уверенности, что они княжеского рода и именно о них есть упоминания в летописях? Ответ- никак!
сюда вставить фрагмент о Новгородских документах и о первой засечной черте
В ХVl в. Черноземье после опустошения татаро-монголами постепенно начало вновь заселяться – с северо-запада на юго-восток, т.е. по мере продвижения на юг границ Московского государства. Строятся города-крепости Белгородской засечной черты (некоторые были восстановлены из до монгольских поселений). Одновременно возникли села, пригородные слободы где служилым людям–стрельцам, казакам отводились земельные наделы и пастбища. В этих-то местах мы и находим упоминания о Свиридовых, наделенных поместьями за ратную службу и о принадлежности их, как детей боярских, к дворянскому сословию. Поскольку потомков у всех много, а земли и крестьян на всех не хватает, то большая часть Свиридовых становится однодворцами, сословие которых, в соответствии с законом «О поземельном устройстве государственных крестьян» от 24 ноября 1866, было упразднено. Так Свиридовы стали "государственными крестьянами".
Хотя ещё до этого постановления этого была попытка Максима Павлова сына Свиридова восстановить дворянство - «Обратить в первобытное дворянское состояние..» (дело с 1802 по 1821 год). Он подал прошение, расписав там свой род вглубь времен до Матвея сына Пахомова Свиридова (Пахом родился не позже 1550 года). Но в восстановлении дворянства было отказано. Так Свиридовы и стали «крестьянами». Произошло это, когда наши Свиридовы уже в не в первом поколении жили на Оренбургской земле, и не только в Путятино.
Прадеды наших Свиридовых прибыли обозом из нескольких десятков семей таких же однодворцев и поселились на берегу реки Узяк. Однодворцы выработали за годы своего существования некую особую культуру, характер и этика которой во многом отличалась как от дворянства, из которого они выпали, так и тем более от крестьянства, с которым они смешиваться не желали. И это важно для понимания их дальнейшей жизни и судьбы.
Три села Путятино.
Путятино Рязанское.
Некий легендарный воевода Путята, упомянутый в летописях, крестил язычников новгородцев «мечом» сообща с воеводой Добрыней, который жег дома новгородцев - то есть крестил «огнем». Все это происходило в 990-х годах, во времена Святого Владимира-крестителя Руси, но вряд ли именно его имя увековечилось в названии рязанского военного поселения, хотя возможно, что одного из его потомков. Путятино (ныне в Рязанской области) основано как поселение ратных людей охранявших границу княжества в начале ХVI века (1595 г.) во время правления Бориса Годунова, родственникам которого и принадлежало.
В смысле территориального деления оно оставалось в составе Рязанского уезда, образованного на землях Великого княжества Рязанского после присоединения к Москве. То есть Василий III, затем Иван IV Грозный, Федор I Иванович и далее Борис Годунов именовались «Государь, Царь и Великий Князь всея Руси» и являлись правителями всех объединенных в единое государство княжеств, а в бывшие княжества назначали наместников для управления.
После бояр Годуновых село Путятино принадлежало родным знаменитого князя Дмитрия Михайловича Пожарского (Платёжные книги за 1628 и 1629 годы). А это означало, что бояре-воеводы селили своих ратных людей вблизи своих владений с целью быстро собрать ополчение. Вот и Свиридовы получили земли-«дачи» в окрестностях рязанского Путятино.
Путятино Липецкое.
Мы видим, что и Путятино основанное в 1688 году (ныне в Липецкой области) находится на территории, которая до объединения княжеств также принадлежала к Рязанскому княжеству, но со времени объединенного Государства и устройства засечной черты, относилось уже к Белгородскому разряду.
Традиция называть свое поселение в память о своей родине настолько древняя, что восходит к началу цивилизации человечества. И русские люди не являются здесь исключением. Возблагодарим их за это! Поскольку часто по тому, как и почему они называли свои поселения, можно многое понять, в том числе и откуда они прибыли.
С целью защиты южных рубежей Московской Руси, помимо строительства городов-крепостей, в начале XVII века начинается сооружение Белгородской засечной черты. Она служила для защиты от набегов крымских татар, ногайцев, литовцев, черкас. В комплекс сооружений засечной черты входили остроги(города-крепости), различные инженерные сооружения, естественные природные препятствия (болота, леса, реки), Среди новых объектов — 18 городов-крепостей и 2 укреплённых района с системой острожков, валов, рвов и засек. В состав Белгородской засечной черты входили небольшие крепости: Сокольск (в северной части Липецка), Добрый (Доброе), а также многие сёла, в числе прочих и нас интересующая прародина - село Путятино. Они населялись, в основном, казаками (служилые люди, нанятые государством, в отличие от казаков вольных, которые были в то время практически разбойниками).
За участие в сражениях и военную службу «дети боярские» получали поместья вблизи крепостей и сдавали землю в аренду крестьянам. Укрепленные крепости «остроги» строились вновь, а некоторые восстанавливались после нашествий кочевников, со второй половины XVI века вплоть до конца XVII -го. В городах-крепостях Белгородской черты насчитывалось более 10 тыс. служилых людей. В большинстве своем это были «дети боярские», которые впоследствии составили субэтнос «однодворцы», поскольку вместе с землей получали одну-две семьи(редко больше) для её обработки, то есть - один-два двора. Так самым плотно населенным однодворцами уездом был Новооскольский, в котором (по данным переписной книги 1722 г.) однодворцы составляли 90-95 % населения, а помещиков и их крестьян и проч. - было 5 - 10 %.
Из этого-то Добринского уезда в основном (как впрочем и из других сел и деревень Центрально-Черноземного региона) и переселясь наши предки в Оренбургскую губернию в конце XVII - начале XVIII веков. Так что продолжение следует.
Комментарии 11
Мои предки встретили конец империи близ села Никольское, Воробьевского района, Воронежской губернии, куда и были переселены Петром первым как однодворцы в количестве полдюжиы семей в начале 18го века. А вот откуда переселены, я пока не нашел.
Вполне вероятно, у нас с вами общие предки.