Гайок Ян Сергій бел. Ян Сяргей Гаек, польск. Jan Sergiusz Gajek) — глава Белорусской греко-католической церкви на территории Беларуси. Белорус по убеждениям.
Родился 8 февраля 1949, в Лышковице, Лодзьское воеводство, Польша.
Ушёл в монастырь отцов-мариан, взял себе монашеское имя Сергей, принял византийский обряд. Учился на богословском факультете университета Люблина. Был рукоположен в священники, продолжил образование в Риме, вернулся в Польшу, преподавал в университете Люблина.
С 1994, папа Иоанн Павел II назначил его апостольским визитатором для грекокатоликов Беларуси. С 1996 - архимандрит. Службы проводит в Бресте в униатском храме св. Петра и Павла.
*Греко-Католическая (униатская) церковь (бел. Грэка-Каталіцкая Царква, лат. Ecclesiae Graecae Catholico) — церковь верующих которые, считают себя приверженцами уничтоженной царскими, а потом советскими властями униатской церкви.
Была образована в 1596, в Бресте (Брестская уния).
К концу 18 века на территории современной Беларуси и северо-западе Украины более 80 % верующих были - униатами. Большинство - крестьяне, часть горожан и мелкой шляхты. На карте показан ареал распространения униатства в 17 – 19 веках на землях современной Беларуси, Украины, России, Польши и Литвы.
Первый удар по униатской конфессии нанесла Но Екатерина II, запретила деятельность грекокатолических типографий.
После разделов Речи Посполитой, на земли современной Беларуси, часть земель Украины и Польши пришла власть Российской империи. Началась насильственное обращение униатов в «правильное» православие.
Желающим перейти в «правильную веру» выплачивали деньги, присылали русского попа с отрядом солдат, униатские церкви начали «забирать» у грекокатоликов и передавали «православным». Упразднялись униатские приходы, если к ним приписаны менее 100 дворов, но в случае, если они «переходили в православие», им разрешалось существовать. Униатских священников высылали вместе с семьями в Сибирь…
Все Униатские епархии за исключением Полоцкой были упразднены, епископы отправлены на пенсию или за границу.
При Павле I ситуация немного облегчилась, царь запретил насильственные методы обращения в православие. В 1800, он вернул большинство сосланных униатских священников из Сибири, вернул грекокатоликам часть храмов и базилианских монастырей. Было разрешено существовать уже 3 грекокатолическим епархиям: Полоцкой, Луцкой и Брестской.
Александр I также был лоялен к униатам.
В восстание 1830-31, часть униатского духовенства проявила лояльность к протестующим и поэтому после подавления восстания российские власти «взялись» за униатов.
Началось массовое «перепрофилирование» храмов на манер российских. Российская полиция проверяла условия, чтобы в униатских храмах священник отправлял богослужения только по «московскому» православному служебнику, было предписано называть младенцев только по православным святцам.
Начала проводиться политика «присоединения» униатов к православию с помощью властей. Был создан специальный комитет по «очистке» униатского обряда, который, например, потребовал убрать все органы (музыкальные инструменты в униатских храмах), разобрать их на запчасти. Вместо органов стали сооружать иконостасы.
Прихожане оказывали сопротивление такой политике. Так, в Речицкой церкви Пинского уезда Минской губернии прихожане разобрали не орган, а наоборот - иконостас.
В 1839, при содействии российских властей в Полоцке собрался печально известный собор во главе с епископами Иосифом Семашко, Антонием Зубко и Василием Лужинским.
Собор постановил признать «присоединение» белорусских епархий к православной церкви России. К обращению к императору об этом были приложены подписи 1305 человек белого духовенства и монашествующих.
Семашко и другие «взлетели» по карьерной лестнице в церковной иерархии.
Он же, Иосиф Семашко, в 1852, лично наблюдал за сожжением 1295 книг найденных в бывших униатских храмах. В своих «Записках» сообщал, что за следующие три года по его приказу сожгли ещё две тысячи томов!... Это был невиданный акт вандализма и азиатчины с Востока, сравнимый с «подвигом» Герострата.
В 1858, Александр Герцен опубликовал в своем лондонском «Колоколе» статью «Секущее православие», Иосифа Семашко он назвал «во Иуде предатель, палач, заслуживший европейскую известность».
Было описано кощунство учиненное в Волковысском уезде Гродненской губернии, где крестьяне, ранее принудительно обращенные в православие, снова без разрешения на то, вернулись в униатство. Истязанием заведовал окружной Новицкий. Этот полицейский сек людей до тех пор, пока человек не соглашался принять причастие от православного попа. Когда четырнадцатилетний мальчик после двухсот розг отказался, его снова начали сечь, и только уступая страшной боли, он вынужден был согласился.
Но в историю уничтожения униатской церкви в Беларуси все же вошел Церковлянский протест 111 униатских священников Белорусской епархии, которые в местечке Церковляны Дисенского уезда подписали петицию и направили к царю своих представителей с просьбой прекратить притеснения и оставить их в унии. Реакция была предсказуемой, российская власть всем им запретила в священнослужении, их, унизив, перевели на должности пономарей, а наиболее упорствующих выслали в Сибирь.
Недалеко от Гродно, в Сопоцкинском крае униатство просуществовало до 1875. Только тут насильно было переведено в православие 7,5 тыс. белорусских униатов из 7 приходов Сопоцкинского края.
В 1905, после указа императора Николая II об утверждении веротерпимости, часть белорусов вынуждена была перейти в католицизм и принять латинский обряд, опять же из-за препятствий для униатов, чинимых правительством. В Сопоцкинском крае практически 100 % насильно переведенных в православие бывших униатов стали - римо-католиками, потому что уже не могли вернуться в грекокатолическую церковь.
После Первой мировой Западная Беларусь была включена в состав польского государства. Белорусские грекокатолики из восточной Беларуси и России, опасаясь теперь уже репрессий атеистического государства, все, кто мог, эмигрировали в Западную Беларусь и Польшу.
После войны советские спецслужбы провели «тотальную зачистку униатства». Как это было.
Из докладной записки П. Дроздецкого в НКГБ СССР о ликвидации греко-католической церкви в западных областях, 1946.
«После тщательного изучения обстановки, нами был разработан план ликвидации греко-католической церкви, к осуществлению которого мы и приступили.
Осуществляя этот план, в областных газетах Львова, Тернополя, Станислава, Дрогобыча и центральной газете «Правда Украины», по нашей инициативе, против униатов была опубликована обширная статья «С крестом или ножом», которая сыграла значительную роль в деле подготовки к ликвидации этой церкви. Статья «разоблачала и вскрывала» антисоветскую деятельность униатского греко-католического духовенства.
Подготовив, таким образом, общественное мнение, нами были проведены аресты митрополита Иосифа Слепого, епископов Хомышина, Будки, Чарнецкого, Лятышевского и др. священников униатской церкви. Обезглавив греко-католическую церковь, мы создали предпосылки для организации движения, направленного к тому, чтобы ликвидировать унию и воссоединить эту церковь с русской православной церковью. С этой целью, нами была создана инициативная группа в которую вошли священники: о. Костельник — от Львовской епархии, о. Мельник, генеральный викарий — от Дрогобычской епархии и Пельвецкий — проведённый впоследствии как председатель Станиславской епархии. Все завербованы и сотрудничают с нами.
Работа по ликвидации униатской церкви финансировалось Наркоматом финансов СССР через Совнарком УССР. Было выделено около 500 тыс. рублей, из них на оперативные расходы НКГБ 75 тыс. рублей…»
Сотрудники спецслужб совместно с завербованными священниками составили Обращение к духовенству и верующим Грекокатолической церкви для дискредитации униатства.
В 1946, делегация во главе с протоиереем Костельником была принята в Москве патриархом Московским Алексием. Костельник был награждён высшей для священника из белого духовенства наградой — саном протопресвитера…
Приходы Белорусской и Украинской униатской церкви, были ликвидированы, деятельность Церкви полностью запрещена, священники репрессированы, умерли или эмигрировали, а верующих «присоединили» к Русской Православной Церкви.
Так уничтожали униатство.
Удивительно.
Несмотря на все эти гонения и преследования все равно, часть верующих продолжали считать себя униатами: некоторые из них молились в православных церквах, другие молились у римокатоликов, в том числе несколько грекокатолических монахинь в Пинске, некоторые, считая себя верными униатами и не имея возможности ходить в храм, молились дома. В Гродно тайно вёл миссионерскую работу о. Виктор Данилов, рукоположенный в 1976! главой УГКЦ в подполье архиепископом Владимиром Стернюком.
Вплоть до 1990-х приходы униатов существовали лишь в эмиграции — в Лондоне, Чикаго, Париже и Лёвене.
После распада СССР в 1991, униаты Беларуси и Украины вышли получили возможность свободного исповедания веры.
*Современное состояние.
Конечно, после всего что сделали с униатской церковью, когда то доминирующей на наших землях по числу верующих и количеству храмов – она теперь крайне малозначима, верующих униатов ничтожно мало.
Сейчас в Беларуси фактически обязанности главы униатской церкви исполняет Апостольский визитатор архимандрит Сергей Гаек. Основные центры расположены в Бресте (Храм св. Петра и Павла, фото), здесь также находится редакция белорусской грекокатолической газеты «Царква» и Минске. Есть сайт и в Facebook страница: “Грэка католікі Берасця і сябры». Служба ведётся на белорусском языке.
Лучше положение униатской церкви в Украине (на фото эмблема). Уже в 2000-е были построены униатские храмы во многих городах страны (крупнейший – патриарший собор Воскресения Христова в Киеве, фото), службу показывают по телевизионным каналам.
P.S.
На последней фотографии - бывшая униатская церковь в селе Черск Брестского района Брестской области (1701), просуществовала как униатская 150 лет, теперь православный приход Московского патриархата.
https://brestcity.com/blog/ruzhanskogo-dvorca
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев