В большие праздники Мария Васильевна, невысокого роста, миловидная женщина, всегда приходила на торжества с полным набором почётных регалий. Любой из участников войны мог ей позавидовать. Вместе с орденом Ленина и Золотой Звездой Героя Советского Союза сияли и три ордена Красного Знамени, и орден Александра Невского, и орден Красной Звезды, и многие медали. Такие высокие награды вручались отважным из отважных, за выдающиеся боевые подвиги. И Мария Смирнова была в их числе.Как случилось, что хрупкая деревенская девушка, сельская учительница стала отважной лётчицей, страстной мстительницей, прославленным командиром грозной авиационной эскадрильи ? Сама она всегда считала, что ничего особенного в этом нет. Жизнь сложилась так, что всё произошло довольно просто и обыденно. Мария работала в глухой деревенской школе. Много читала, слушала радио. Она полюбила сильных героев: Чапаев, Чкалов, челюскинцы... Сначала тихие мечты переросли в жгучее желание летать, быть сильной, покорять пространства. Когда семья переехала в Калинин, Маша, отработав свой срок, уехала к родителям.
Она поступила в аэроклуб ОСОАВИАХИМа. Днём работала в детском садике, а потом бежала на занятия в аэроклуб. То были очень трудные месяцы. На 18-летнюю девушку, нежную, мечтательную, инструкторы поглядывали с сомнением. Она была начитанной, но здесь были нужны практические навыки и знание точных наук. И Маша, вернувшись домой, урывая часы у ночи, сидела за учебниками математики, физики, специальных дисциплин. Потом она поднялась в небо, управляла самолётом, и этот день запомнился как самый радостный в её жизни.Война позвала её в боевой строй.7 Ноября 1941 года Маша Смирнова вместе со своей подругой Катей Пискарёвой, попросившись на фронт добровольцами, приехали в один из городов на Волге, где формировался женский авиационный полк. Они впервые увидели командира полка, известную всей стране Марину Михайловну Раскову, Героя Советского Союза, стройную красивую женщину в военной форме, с двумя орденами Левина на груди. Девушки - новобранцы смотрели на неё завороженно и были готовы исполнять все её приказания. Полк вооружили самолётами По-2 и отправили на фронт.
...Первый вылет. Первая боевая ночь. Мария Васильевна вспоминает:"На выполнение задания вылетела я со штурманом Наташей Меклин. Наш аэродром представлял простую полевую площадку. Старт обозначался тремя замаскированными фонарями "летучая мышь", они открывались только при взлёте и посадке самолёта. Взлёт разрешался включением карманного фонарика. Мы получили боевое задание бомбить одну из железнодорожных станций, чтобы не даль возможности немцам подтягивать подкрепления к линии фронта. Летели на высоте 1200 метров. Ночь была тёмная.
В населённых пунктах, на станциях, аэродромах - нигде ни огонька, всё замаскировано. Трудно различать главные ориентиры: реки, населенные пункты, дороги. Пройдя линию фронта, которая обозначалась вспышками орудийных выстрелов и горящих ракет, мы правильно отбомбились и взяли курс на свой аэродром. Небо закрылось облаками. На оккупированной немцами территории видны алые, точки пожаров. Во многих местах одновременно зажигаются по нескольку прожекторов - ищут советский самолёт, стреляют зенитки. Но все опасности остаются позади".
От полёта к полёту крепло её мастерство. В 1943 году командир женского бомбардировочного полка Бершанская доверила испытанному пилоту Капитану Смирновой командовать эскадрильей. У неё в подчинении были такие же девушки, как и она. Они выносили на своих плечах всю тяжесть фронтового быта, опасности и лишения. Немцы называли их ночными ведьмами. Их "кукурузники" взлетали ночью с маленьких аэродромов, расположенных в прифронтовых лесах.
Приходилось взлетать и с узенькой, длиною в 200 метров дорожки, околоченной из досок на зыбкой болотистой почве. Девчонки - вооруженцы, техники, по колено увязая в грязи, страховали машины - поддерживали с двух сторон плоскости самолётов. По такой же грязи таскали па себе бомбы, подвешивали их к боевым машинам. Преодолевая непогоду, зенитный огонь врага, женщины - пилоты находили в ночи цели и, появляясь внезапно, сбрасывали бомбы с малых высот.
Мария летала больше всех, показывая пример мужества и неутомимости. Она внушала своим подчинённым:
"В выполнении боевого задания нет тяжёлых положений, есть только слабая подготовка пилота. Из любого затруднения найдешь выход, если в совершенстве владеешь машиной и не теряешь самообладания".
Её слова не расходились с делом. В ночь на 24 Февраля 1943 года Смирнова произвела успешное бомбометание по скоплению войск противника и переправе у посёлков Петровское и Красный Октябрь.
Умело маневрируя в зоне вражеского заградительного огня, она обнаружила зенитную точку и уничтожила её. В ту же ночь при повторном вылете её По-2 обстреляли из крупнокалиберного зенитного пулемёта. Повреждённый мотор самолёта "забарахлил". Но Мария и не подумала уйти от цели. С трудом управляя машиной, она точно сбросила бомбы на вражеские позиции и только после этого дотянула самолёт до своего аэродрома.
Свои опасные вылеты в стан врага, обучение личного состава лётным навыкам женщина - комэск считала не героизмом, а тяжёлой, необходимой фронтовой работой, нужной в данный момент Отечеству. Матери Маша писала:
"Дел у меня, мама, много, и дела нелёгкие, но я себя чувствую превосходно ! Радуюсь, что я не одна, а со мной вместе сражаются за Родину и мои братья. Крепись, мама, не горюй. Разгромим проклятого Гитлера, и тогда все соберемся за нашим семейным столом. Благодарю, родная, за твои бессонные заботы и неугомонные хлопоты".
От братьев она изредка получала весточки. Они сражались на других фронтах. Пётр, как и она, служил в авиации, а Алексей и Александр - в пехоте. Сестрой они гордились и удивлялись её выносливости и храбрости.
Удивляться было чему. 46-й Гвардейский ночной бомбардировочный женский полк, участвуя в освобождении Северного Кавказа, Таманского и Крымского полуострова, в трудных условиях совершил 25 тысяч боевых вылетов, нанёс огромный урон противнику. Полк назвали "Таманским".Его наградили орденами Красного Знамени и Суворова 3-й степени. 23 лётчицам полка присвоено звание Героя Советского Союза, в том числе Марии Васильевне Смирновой.Из 25 тысяч боевых вылетов на долю эскадрильи Смирновой приходится 10 тысяч, а сама она 940 раз поднималась в ночь на боевые задания. Часто случалось так, что ей поручались самые трудные дела. Ей верили. На нее надеялись и знали, что Капитан Смирнова не подведёт. Не было случая, чтобы комаск Смирнова не долетела, не выполнила задания. Об одном из своих полётов во время освобождения Крыма М. В. Смирнова вспоминает:
"Ночью я вылетела на цель. Погода была хорошая. Нормально отбомбилась. Но, когда развернулась, чтобы взять курс на свой аэродром, увидела, что с Чёрного моря быстро надвигается низкая облачность. Я стремительно начала снижаться, чтобы уйти из - под наступающей облачности. Но не успела. Облака закрыли от меня землю.
Когда пробилась через них, увидела вокруг себя одну воду - меня отнесло далеко в Азовское море. Был сильный штормовой ветер. Наш маленький лёгкий самолёт По-2, как перышко, бросало из стороны в сторону - то кинет вверх метров на 50, то бросит с силой вниз, к самой воде, и я слышала, как бушует, злится море. Целый час вот так болтало наш самолёт в кромешной темноте, а когда я наконец увидела еле заметную линию берега, ещё целый час болтались в воздухе, рискуя погибнуть, - сила ветра была чуть меньше скорости нашего самолёта, и он не давал нам пробиться к земле. Но мы долетели".
...Окончилась Великая Отечественная война, самая тяжёлая и разрушительная из всех войн. На её фронтах сражались, несли все тяготы походной жизни 600 000 женщин. Одна из них - Мария Васильевна Смирнова, находившаяся в первых рядах воинов, прославившаяся на всю страну как храбрый боец, талантливый командир.
После окончания войны Гвардии майор М. В. Смирнова вышла в отставку. С 1952 по 1954 год училась в Тамбовской областной партийной школе, после окончания которой с 1954 по 1960 год находилась на партийной работе: инструктором Тамбовского ГК КПСС, пропагандистом Пошехоно - Володарского РК КПСС ( Ярославская область ), инструктором Калининского обкома КПСС. С 1960 по 1963 год работала инженером отдела кадров Калининского совнархоза, С 1963 по 1974 год была начальником отдела кадров Калининского камвольного комбината. С 1974 по 1976 год работала заведующей бюро по трудоустройству населения отдела по использованию трудовых ресурсов Калининского облисполкома.
Мария Васильевна избиралась депутатом Пролетарского районного и Калининского областного Советов народных депутатов, председателем областного совета ветеранов войны и труда, членом президиума Областного комитета защиты мира, членом ЦК ДОСААФ СССР.
Проживала в Твери, проводила большую общественную работу.
На протяжении многих лет она возглавляла Калининский областной совет ветеранов. она являлась членом Тверской ассоциации Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы; председателем ассоциации кавалеров ордена Александра Невского; встречалась с учащимися школ, работниками предприятий, учреждений и организаций.
10 июля 2002 г. Мария Смирнова скончалась в возрасте 82 лет. Похоронена в Твери на Дмитрово-Черкасском кладбище.
Награды и звания Марии Васильевны Смирновой:- Медаль «Золотая Звезда»;
- орден Ленина;
- три ордена Красного Знамени;
- орден Александра Невского;
- орден Отечественной войны 1-й степени;
- орден Красной Звезды;
- медали;
- почётный гражданин Твери.
В 1985 году советский художник Сергей Бочаров написал с натуры большое полотно «Групповой портрет лётчиц — Героев Советского Союза 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознамённого и ордена Суворова полка. Ночные ведьмы», холст, масло 200х250 см. На картине Смирнова М. В. в центре, слева на право вверху восьмая. Картина находится в собрании Музея авиации и космонавтики в Москве.
26 октября 2010 года в городе Лихославле в рамках юбилейного года Победы на здании педучилища торжественно открыли мемориальную доску в честь уроженки района, Героя Советского Союза – Марии Васильевны Смирновой.
Вечная Слава Герою!
Комментарии 5