Итак, о чем хотел сказать Сервантес в своем романе «Дон Кихот», создав образ героя с выраженным синдромом деменции, страдающего слабоумием, отсутствием аналитического ума и утратой памяти? В народе такое состояние называют старческим маразмом. И какой вывод нам следует сделать? Не для того же создан этот образ, чтобы посмеяться над людьми, неадекватно воспринимающими реальность, и развеселить скучающую публику их приключениями! Разумеется. Обратим внимание, что старик, впадающий в ребячество, повторяет одну и ту же логическую ошибку — путает причины и следствия. Коль причина не всегда очевидна, и коль для ее определения требуется аналитический ум, то следствие он попросту демонизирует в некое «зло», якобы порождающее человеческие беды. Так и есть. Сервантес не просто писатель, но и философ. Ведь он, в форме аллегории, выпятил распространенную человеческую глупость, которая всегда делается, как сказал Распэ устами барона Мюнхаузена, с умным видом лица. Намек синьоры поняли. И за это разоблачение ответили Сервантесу холодным к нему отношением высших кругов общества, с вытекающими последствиями. Оставим в стороне дифирамбы человеческим качествам героя, которыми восхищаются читатели: отставной вояка — доблестью и героизмом, медсестра — милосердием, романтик — идеалами. И отметим основные черты романа. В итоге, все идеалы рыцаря повержены и читатели сочувствуют его герою. А сам автор — человечеству. Ибо в романе звучат печальные нотки и даже, я бы сказал, звонят колокола! Указанную идею Сервантес не обнажает, ориентируясь на массового читателя, и в «прологе» представляет роман, как сатиру на модные в ту пору рыцарские романы. Тем не менее, это произведение, может быть, даже независимо от воли автора, поднялось на уровень философского анализа человеческой природы, как субъекта и субъективного восприятия объективного мира. Как субъект, он, познавая объективный мир, преодолевает свои заблуждения через противоречия. Взаимодействие его основных героев — тому пример. Так по ком звонят колокола? Вероятно по всем нам, поскольку власть предержащие традиционно совершают подобную ошибку. Да, уж! Кто ничего не делает, тот не ошибается. С кем не бывает. Но если на те же «грабли» наступают регулярно, то, как говорится, урок не впрок. В таком случае надлежит делать оргвыводы или ставить диагноз. Если рядовой человек путает причины и следствия, то неприятности ждут его персонально. Но если такой человек венценосный, то неприятностями чревато для страны и планеты. Куда ни глянь, сплошь и рядом донкихотиада, в малом и большом. То ли Солнце зря светит, коль днем и так светло, то ли «западная демократия» безидеологическая, коль об идеологии наивный Запад не ведает, то ли сосед подозрительно вежлив... При этом сопротивление среды пытаются игнорировать в угоду субъектиным мотивам. Именно так выглядит борьба с коррупцией, которая превращается для власть имущих в стиль жизни. Заблуждаясь подобно герою Сервантеса, и набивая шишек на лбу во внутренней политике, и внешней, западно-европейци винят «мельницу», скажем - Россию. Этот традиционный способ уйти от ответственности и отвести внимание публикм на якобы внешние причины, ясное дело, таит угрозу военных конфликтов. Если же зреть в корень, то обнаружим психологическую причину неурядиц человеческого бытия. Это — животный инстинкт самосохранения индивида. Он же — источник религии и авторитарного способа существования, узаконенного Конституцией. С нее-то и надо начинать реформацию. И если США желают оставаться лидером прогресса, то на охотника — и зверь! Прекрасная возможность стать локомотивом общественного прогресса и уйти от дефолта. Разумеется, в божественном триумвирате: Россия — Китай — США. Как правило, оппозиционные патриции указывают, что Конституция, дескать, хорошая, но не исполняют ее плохие дяди у власти. И потому, мол, надо поменять плохих дядей на хороших. Это популисты типа «донкихоты», путающие причину со следствием, и даже нарочито, коль они спешат занять место «плохих» дядей. Ибо сколько раз меняли, а воз и поныне там!
#Политикаиидеология
Нет комментариев