Именно в этот день, 10 февраля (29 января по старому стилю) 1837 года, от смертельного ранения, полученного на дуэли, скончался один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.
«Нет, весь я не умру — душа в заветной лире / Мой прах переживёт и тленья убежит...». Одно из последних стихотворений поэта оказалось пророческим... Сегодня мы вспомним об одном из самых загадочных его произведений.
"Вообще считается, что у Пушкина нет неудач. И всё-таки «Дубровский» - неудача Пушкина. И слава Богу, что он его не закончил. Это было желание заработать много, много денег, чтобы о них больше не думать. Это, в противуположность «Пиковой даме», вещь без Тайны. А он не мог без Тайны. Она, одна она, влекла его неудержимо. «Дубровский», оконченный, по тому времени, был бы великолепное чтиво. ..Там есть всё, - но нет тайнописи «Пиковой дамы»".
Анна Ахматова.
Лихой кавалерист-рубака и столичный повеса, герой-любовник и гвардейский офицер, для которого честь превыше всего, становится разбойником, когда могущественный сосед отнимает его имение, а любовь к дочери врага делает молодца несчастнейшим человеком на свете.
Эту историю осенью 1832 года приятель Павел Нащокин рассказал Александру Сергеевичу Пушкину. В реальности существовал белорусский дворянин Островский. Соседу удалось через суд завладеть его имением. Тогда потерявший все человек стал предводителем крестьянской банды, которая занималась разбоем. Дворянина схватили и отправили на каторгу. Вначале роман Пушкина был не о Дубровском, а об Островском, но позже фамилия главного героя изменилась.
Первейший российский литератор, испытывая острую нужду в деньгах, попробовал превратить немудрёный сюжет в бульварный роман. Скоро затея ему прискучила; Пушкин забросил черновики, чтобы уж больше к ним не возвращаться…
…но в 1841 году издатели посмертного собрания сочинений сложили разрозненные наброски в подобие книги, назвав её «Дубровский». С той поры роман, которого никогда не существовало, вводит в заблуждение всё новые поколения читателей, а про настоящего Дубровского за давностью лет просто позабыли. Обман продолжался 178 лет, пока Дмитрий Миропольский, прозванный Петербургским Дюма, не воспользовался советом самого Пушкина: "Умный человек
мог бы взять готовый план, готовые характеры, исправить
слог и бессмыслицы, дополнить недомолвки - и вышел бы прекрасный, оригинальный роман".
План стал намного более хитроумным - сюжет "Русского Зорро" переплетается с одной из главнейших придворных тайн XIX века. Характеров стало больше, и они приобрели множество новых занимательных черт, а в событиях романа деятельно участвуют сам Пушкин и великий князь Михаил Павлович, Жуковский и Гоголь, удалые гвардейские офицеры и знаменитые светские львицы. События развиваются стремительно; бессмыслицам и недомолвкам не осталось места, зато автор бесподобно передает российскую атмосферу того времени. В полном соответствии с пожеланием Пушкина у Миропольского вышел прекрасный, оригинальный роман, который читается на одном дыхании и приоткрывает новые неожиданные страницы русской истории и литературы.
Стоит отдать должное автору, роман написан языком исходника, а сам текст «Дубровского» органично вплетен в новую книгу, да так ловко, что и не заметишь. С одной стороны читать, а уж тем более слушать непривычно, с другой стороны это очень удачный ход. Действительно «Русский Зорро…» воспринимается как книга написанная во времена «давно минувших дней».
Приглашаем вас в Центральную модельную библиотеку познакомиться с самыми интересными книжными новинками.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев