Детям со значительными речевыми расстройствами (алалия, дизартрия, дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой и др.) для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим #логопедический_массаж.
Роль логопедического массажа
Логопедический массаж применяется для того, чтобы правильно поставить звуки и развить артикуляционный аппарат у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), когда ребёнок готовится пойти в школу, а его речь имеет дефекты и нарушения.
Речевое отклонение не существует отдельно от других нарушений, оно является их частью, составляющим элементом. Вместе с нарушениями и дефектами речи у детей появляются неуверенность в себе, комплексы, отклонения в поведении, недоразвитие или не правильное развитие каких либо психических процессов, таких как память, внимание, мышление и т.д. Таким образом, лечение должно быть комплексным и динамичным. Логопедический массаж это активное механическое воздействие на мимическую и жевательную мускулатуру шеи и лица.
Логопедический массаж это одна из логопедических техник, содействующая нормализации речи и эмоционального состояния детей с дефектами речи.
Массаж используется при дизартрии (имеются нарушения тонуса мышц), в том числе и ее стертых форм, заикании, а также нарушениях голоса.
Вовремя пройденный курс логопедического массажа может предотвратить задержку речевого развития. Чем раньше вы активизируете речевой аппарат ребёнка, тем легче и быстрее ребёнок научится правильно говорить.
Противопоказаниями для проведения массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно, если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него “синеет” носогубный “треугольник” или отмечается тремор подбородка.
Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течение более длительного времени, но реже.
Длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т. д. Начальная длительность первых сеансов составляет от 1-2 до 5-6 минут, а конечная — от 15 до 20 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном — 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте — 25 минут.
Положение тела при логопедическом массаже
Перед началом сеанса массажа тело ребенка необходимо привести в правильное положение. Правильная поза способствует нормализации мышечного тонуса (обычно — расслаблению), делает более свободным дыхание.
При логопедическом массаже наиболее оптимальны следующие положения:
- в положении лежа на спине под шею ребенка подкладывается небольшой валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; руки вытянуты вдоль тела; ноги при этом лежат свободно или несколько согнуты в коленях (под колени ребенка также можно положить валик);
- ребенок — в положении полусидя в кресле с высоким подголовником;
- ребенок — в положении полусидя в откидывающемся детском стульчике или сидячей коляске.
Основные виды логопедического массажа:
Классический ручной массаж.
• Лечебный классический массаж – применяется без учета рефлекторного воздействия и проводится вблизи от поврежденного участка тела или непосредственно на нем. Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.
Для выполнения данных приемов при массаже языка логопеды часто используют зубные щетки с мягкой щетиной, шпатели, соски и др.
• Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям при заболевании или нарушении функции.
• Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.
• Зондовый массаж (по методу Новиковой Е.В.).
Самомассаж.
Определение массажа вытекает из его названия. Массаж ребенок делает себе сам. Это может быть как массаж лица руками, так и, например, массаж языка с помощью зубов (артикуляционной упражнение “Причешем язычок”, когда ребенок с силой проталкивает язык через сомкнутые зубы).
Рекомендации для выполнения логопедического массажа.
Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры.
Применяется в случае повышения тонуса (спастичности) в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре).
Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи.
Важно: Ребенку придать положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе.
Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).
Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц.
Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад:
а) одной рукой поддерживать шею ребенка сзади, другой производить круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;
б) медленными, плавными движениями поворачиваем голову ребенка в одну и в другую сторону, покачиваем вперед (3-5 раз).
Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка. Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.
Расслабление лицевой мускулатуры:
поглаживание от середины лба к вискам;
поглаживание от бровей к волосистой части головы;
поглаживание от линии лба вокруг глаз;
поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;
поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;
поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;
легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;
надавливающий массаж лица от корней волос вниз.
Расслабление губной мускулатуры:
поглаживание верхней губы от углов рта к центру;
поглаживание нижней губы от углов рта к центру;
поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);
поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);
поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;
точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);
легкое постукивание губ пальцами.
При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводим с гиперкоррекцией пораженной стороны, то есть на ней осуществлять большее число массажных движений.
2.Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры.
Осуществляется при гипотонии мышц с целью укрепления мышечного тонуса.
Приемы: Энергичные и быстрые движения.
Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.
Укрепление лицевой мускулатуры:
поглаживание лба от середины к вискам;
поглаживание лба от бровей к волосам;
поглаживание бровей;
поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;
поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;
сжимание подбородка ритмичными движениями;
разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);
перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);
пощипывание щек.
Укрепление губной мускулатуры:
поглаживание от середины верхней губы к углам;
поглаживание от середины нижней губы к углам;
поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа;
пощипывание губ;
легкое покалывание губ.
3.Массаж язычной мускулатуры.
Массаж выполнять лёжа до еды или через 1.5- 2 часа после еды в течение 5 минут.
Массаж десен начинается с движений в горизонтальном направлении на одной стороне десны. Это усиливает слюнотечение, поэтому после 2-4 ослабляющихся движений ребенку надо дать возможность проглотить слюну. Затем аналогично проводится массаж с другой стороны десны. Далее десны массируются вертикальными движениями.
Небо массируется пальцем по средней линии, начиная спереди с легкого приподнимания мягкого неба. Это движение повторяется 10-15 раз. Во время массажа ребенок может произносить гласные А и Э.
Язык массируется в направлении спереди назад до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд.
Массаж для расслабления мышц языка:
- точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;
- вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (15 секунд).
Движения используются прямые, спиралевидные, кругообразные, язык при этом держать пальцами одной руки, а пальцами другой выполнять массажные движения. Они должны быть направлены:
- От середины языка к его кончику и обратно.
- От центра языка влево и вправо (“ёлочка”),
- От левого края языка до правого и наоборот (поперек языка),
- Перекатывание пальца по языку в разных направлениях,
- Пощипывание и растягивание краев языка.
- Поглаживание языка от подъязычной уздечки к кончику языка и обратно.
Работа по преодолению слюнотечения:
1.Научить детей хорошо жевать - вначале с запрокинутой головой.
2.Научить подсасывать слюну и почаще проглатывать слюну одним толчком,
особенно перед выполнением упражнений.
3.Вращать языком в преддверии рта, затем сглотнуть слюну.
Всем кто дочитал. Приглашаем на сайт Магазина для мастеров по массажу КАМА. Делайте заказы.
#массаж #массажист
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев