Гали́ны Серге́евны Ула́новой, советской балерины, педагога, примы-балерины Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова (1928—1944) и Большого театра СССР (1944—1960).
Она родилась 26 декабря 1909 [8 января 1910] в Санкт- Петербурге (Российская империя). Умерла 21марта 1998, в Москве.
Балерина удостоена множества Российских наград:
Дважды Герой Социалистического Труда (1974, 1980), народная артистка СССР (1951), лауреат Ленинской премии (1957), четырёх Сталинских премий (1941,1946,1947,1950), премии президента РФ (1997). Кавалер четырёх орденов Ленина (1953, 1970, 1974, 1980). Самая титулованная балерина за всю историю советского балета.
«Она — гений русского балета, его неуловимая душа, его вдохновенная поэзия. В классических партиях Уланова полна выразительности, невиданной в балете двадцатого столетия…» - писал о ней композитор Сергей Прокофьев.
Родилалась в Санкт-Петербурге, в семье артистов балета императорского Мариинского театра Сергея Николаевича Уланова и Марии Фёдоровны Романовой.
В возрасте девяти лет — в 1919 году Галина Уланова была принята в Петроградское театральное училище (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой), где сначала её педагогом была мать, Мария Романова, а три последних года — Агриппина Ваганова. Окончила училище по классу А. Вагановой в 1928 году. На выпускном спектакле, состоявшемся 16 мая 1928 года, она выступила в «Шопениане» (вальс и мазурка), в па-де-де из «Арлекинады» и из «Щелкунчика» (фея Драже и Принц).
В том же году была принята в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета (ныне Мариинский театр), где дебютировала в роли Флорины в балете «Спящая красавица» по музыке П.И.Чайковского.
Уже первые выступления на сцене театра привлекли к ней внимание критиков. В 1929 году она станцевала свою первую балетную партию — роль Одетты в «Лебедином озере» П. Чайковского. В 1930—1940 годах выступала вместе с Константином Сергеевым. В эти годы Уланова танцует также в спектаклях «Раймонда» А. Глазунова (Раймонду), «Ледяная дева» Э. Грига (Сольвейг), «Спящая красавица»(Аврору) и «Щелкунчик» (Машу) П. И. Чайковского, а также Жизель в одноимённом балете А. Адана (1932). Непревзойдёнными остались и созданные ею образы в поставленных на неё спектаклях: Мария в «Бахчисарайском фонтане» Б. Асафьева и Джульетта в «Ромео и Джульетте» С. Прокофьева.
Искусство Улановой совершенно, ему свойственна редкая гармоничность всех выразительных средств и элементов хореографии. Артистка обобщала конкретное, поэтизировала жизненное, возвышала обычное. В её исполнении присутствовала гармоничная слитность танцевальной техники, драматической игры, пластики. Не нарушая строгой чистоты линий классического танца, она наполняла их трепетным настроением, придавала грацию и музыкальность простым, обыденным действиям, а самым сложным, технически изощрённым танцевальным движениям — непринуждённость и естественность человеческого жеста.
В 1942 году Мариинский театр из осаждённого блокадой Ленинграда эвакуировался в Ташкент. Во время войны она также выступала в госпиталях для раненых. Получала множество писем с фронта и после войны. Многие солдаты и медсёстры писали ей трогательные письма, благодарили за то, что её искусство давало им силы жить, спасало их от ужасов войны.
Её одухотворённый танец сделал её символом прекрасного, возвышенного для целого поколения советских людей, видевших её спектакли. Величайшие умы и мастера этого времени писали о ней как о богине, мадонне, чьё искусство делало мир чище и лучше: Сергей Прокофьев, Александр Вертинский, Сергей Эйзенштейн, Евгений Мравинский, Святослав Рихтер.
Ближе к окончанию войны, в 1944 году, была переведена работать в Большой театр. Была ведущей балериной Большого театра до 1960 года. Здесь она также исполняла главные партии в балетах «Жизель», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Золушка», «Ромео и Джульетта», «Красный мак».
В 1956 г. участвовала в первых зарубежных гастролях Большого театра в Лондоне. Она танцевала Жизель и Джульетту и имела триумфальный успех, равного которому, по свидетельству зарубежных специалистов, они не видели со времён Анны Павловой. Много гастролировала за рубежом: в Китае, Австрии, Италии, Франции, Англии, США и других странах. Уланова символом русского балета в мире, имела миллионы поклонников во многих странах.
В 1960—1997 годах, вплоть до конца своей жизни, работала педагогом-репетитором в Большом театре. Первой и главной её ученицей стала Екатерина Максимова, а позже и Владимир Васильев, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка и другие выдающиеся балерины. Работала также с солистами Парижской оперы, Гамбургского балета, Шведского королевского балета, Австралийского балета, артистами балетных трупп Японии.
библ. Л.Б. Гнусарёва
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев