Старец всю ночь посвящал молитве и только на рассвете час-два отдыхал, чтобы любовь его могла отвечать болезнующему народу, который посещал его. Ночью он усиленно молился за несчастную нашу молодёжь, и особенно за тех, кто проводил ночи в различных центрах увеселения и у которых жизнь была в опасности. Очень много случаев, показывающих, что молитвы Старца покрывали многих от опасностей. Сам он, конечно, никогда не соглашался с тем, что он делал что-либо. Итак, один из этих случаев мы расскажем здесь в качестве примера его великой любви.
Юноша ... из Афин был человек «площади»: не имел абсолютно никакого отношения к Церкви и религии, как и его родители. Однажды, около трёх часов ночи, мчался он на мотоцикле с головокружительной скоростью, направляясь из Афин в Дафни. Вдруг видит перед собой старца-монаха! Он растерялся и, сбросив газ, снизил скорость, нажимая на тормоз. Старец сразу исчез так же таинственно, как и появился. В тот же момент произошло то, от чего захватило у него дух. На месте, где только что появился старец-монах, справа прошла большегрузная фура, на красный свет, с очень большой скоростью. Если бы не произошло перед этим явления старца-монаха, юноша был бы уже мёртв, т.к. на него наехала бы фура! Дрожа, продолжал он свой путь, недоумевая и удивляясь необъяснимому событию.
После долгого времени друзья уговорили его поехать вместе с ними на Святую Гору, увидеть Старца, который – как они говорили – «чудеса творил». Итак, приехали они на Святую Гору, и, когда добрались до Панагуды, юноша... остолбенел! Перед собой он ясно видел старца-монаха, который таинственным своим явлением спас ему жизнь! Тогда он рассказал о случившемся Старцу, и тот – как всегда он делал – постарался исправить ему помысел, не признавал факта. Т.е. убеждал юношу не верить тому, что он был тем Старцем, кто явился ему на шоссе. Но юноша был абсолютно уверен и не мог отречься от того, что видел своими глазами. Только удивлялся, к тому же, и смирению Старца, не соглашавшегося признаваться.
И Старец был со своей стороны прав, потому что -согласно здравому своему разумению – он видел, что Другой был действующим в чудесном, а не он сам. Говорил характерно: – Одно только могу с помощью Божией делать – смиренно молиться всю ночь за находящихся в опасностях на пути. Добрый Бог (ради нашего самовластия) ищет повода для спасения беспорядочных и непослушных детей Своих; Он берёт повод от моей молитвы и действует Сам. Однако Господь наш, Который есть «сущее Смирение», не хочет являть Себя, но – считая причиной мою молитву – ставит Ангела в моём образе, и так... «я не при чем»!
Удивляешься богатству любви Христа нашего, Который только тогда даёт ей возможность раскрываться и являться во всём своём величии, когда находит человека с правым разумением и полным познанием истины, т.е. который понимает своим очищенным умом все блага – исключительно действия Божии. Тогда добрый наш Отец – Кто есть одно Смирение, – видя, что творение Его не превознесётся и не повредится, без колебаний воздаёт человеку на просьбу о благодеянии Его.
Не для всех то, что я говорю!
Старец находился вне Святой Горы и уведомил, что приедет в исихастирий. Как только это было передано, там собралось много благочестивых братьев, взять у него благословение, используя благоприятный случай. После молебна сестёр исихастирия и благочестивых поклонников, Старец решил сказать им два слова.
Один парень беседу Старца скрытно записывал на магнитофон. Некоторые, увидев, были недовольны его действиями, боясь, что Старец заметит – всем было известно, что он отнюдь не разрешал его фотографировать или записывать на магнитофон, – и прекратит прекрасную духовную свою беседу.
Тогда паренёк, который любил Старца и имел большое благоговение к его личности, понуждаемый другими, решил подойти к нему и попросить особое благословение. Подойдя к Старцу, он спросил, не благословит ли он его записывать на магнитофон его беседу.
Старец спросил, чего ради записывать на кассете, когда он сам всё слышал и мог «записать» это на «иной кассете» своей (он подразумевал память его).
Паренёк ответил, что поскольку его родителям не удалось придти, то он хотел таким способом дать им послушать самим слова Старца.
Старец, улыбнувшись и убедившись в благоговении мальчика, не решился отказать. Однако сказал:
– Послушай, так как я не знаю, о чём беседовать и что сказать, то прошу Бога просветить меня, дабы сказать другим для их пользы. И, как результат, Святый Дух извещает меня об определённых вещах, о которых нужно сказать в данный момент данным лицам, и тогда мои слова относятся только к ним. В другой раз Он извещает меня о какой-либо вещи, необходимой в данный момент, но, опять же, относящейся к общему и ко всякому времени. Поэтому ты имеешь благословение записывать на магнитофон. Однако знай, что магнитофон твой запишет только то, что касается всех. Остальное, т.е. то, что для конкретного момента, не запишет.
Слова его подтвердились впоследствии. Когда мальчик пришёл домой послушать кассету вместе со своими домашними, то убедился, что на кассете были пустые места и отсутствовало многое из того, что сказал Старец. Мальчик и все домашние поразились невероятному событию, которое ради молитв Старца устроил Бог. «Своими ушами» они удостоверились, что Старец действовал не сам, но что в нём действовала Благодать Святого Духа. Благодать, которая совершала всё, что нужно было, нужным способом и в нужное время!
Старец Паисий, сосуд избранный Христом, по великому своему смирению, считая себя неспособным ни к чему доброму, всегда и во всём доверялся Божественной Благодати и никогда самому себе. Он никогда не хотел действовать собственными немощными человеческими умственными силами. Душа его и ум постоянно стремились быть обращёнными к Тому, Которого чрезвычайно любил в этой жизни – Христу. Хотел ли Старец беседовать? Не старался вспоминать и говорить о привлекательных вещах, не смотрел, как утешить другого говоря ему о том, что могло бы его удовлетворить: всегда смотрел на Того, Который обещал: «...не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должен говорить» (Лк.12,11–12). И Старец веровал всем словам Христа, поэтому и Христос говорил ему то, что Старцу в свою очередь нужно было сказать. Порой сам он воодушевлялся тем, что говорил другим, ибо и сам он исповедовал, что в первый раз слышал об этом, и ради братьев, как говорил, получала пользу и его собственная душа.
Старец заботился лишь об одном: о чём Христос нам изъяснил, что: «едино же есть на потребу». Старался смиряться, очищать душу свою, всякое своё понятие, всякую мысль и действие, и содержать душу чистой. Единственным его желанием было – да царствует в нём Благодать Христова. Хотел, чтобы она всегда действовала, и горячо желал всегда её слушаться. С малых лет он очень хорошо понял, что когда христианин содержит душу свою чистой, то вместо человеческих энергий исходит изнутри его божественная энергия, которая помогает ему самому и всему миру; когда же он удаляется, хотя бы немного, от этой чистоты и смирения, тогда сразу, автоматически, он прекращает предоставлять возможность действовать Самому Христу. И Старец очень хорошо знал, что было бы гораздо предпочтительнее, если бы действовал премудрый, всесильный и всеблагой Бог, нежели собственная его душа со своими всебедными человеческими усилиями. Таким образом он сделался избранным сосудом и вместилищем неоскудеваемой божественной энергии!
Однажды мы спросили его:
– Геронта, не боятся ли Святые от всего того, что они делают (мы, конечно, подразумевали его самого) впасть в гордость?
И Старец со сладкой улыбкой и радостным настроением ответил следующее:
– Что, вы принимаете Святых за простачков? Гордиться, чтобы потерять Благодать и остаться лишь со своими человеческими силами? Может быть, в начале Благодать воспитывает их немного и научает их хорошенько, что «без Меня не можете творить ничесоже». Когда, однако, Святые осознают своё бессилие и что от них не может произойти ничего доброго, то прилепляются ко Благодати Божией и не осмеливаются действовать сами, дабы не потерять Божественную Благодать и энергию. Так, с одной стороны, они познают и имеют чувство собственного бессилия и немощи. Параллельно, однако, познают, что Благодать им дана даром, как и всем людям, при божественном и святом крещении, не сделавшим никаких благих дел, так чтобы они не считали её воздаянием со стороны Бога, и поэтому смиряются. И, с другой стороны, они имеют всегдашнюю любовь и горячее желание, чтобы действовала непрерывно Благодать Христова. Так они живут, и этим смиренномудрием «укрепляются» и никогда не подвергаются опасности возгордиться и потерять то, что приобрели смирением.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1