Смирение
Во всей своей монашеской жизни Старец отличался смиренномудрием. Ещё молодым он понял, что, для того чтобы не обеднеть духовно, нужно облечься одеждой смиренномудрия. И даже, не просто так накинуть её на себя, но хорошенько «пристегнуть», согласно побуждению апостола Петра: «...облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас» (1Петр.5,5–7). Нам, новоначальным в монашеской жизни, он постоянно подчёркивал, что нашей целью должно быть смирение самих себя (покорение ума Благодати). Естественным же результатом будет действие Божественной Благодати, которая дана нам в таинстве помазания во время крещения и которая совершит потом всё остальное. «Не старайтесь, – советовал он нам, – приобретать любовь, молитву, пост, бдение и добродетели. Напрасно будете трудиться, ибо вам не будет помогать Бог, поскольку отсутствует смирение. И это не по какой другой причине, но лишь потому, что, если Он поможет вам, повредитесь от гордости. Бог только смирения ищет в нас. Всё остальное – естественный плод доброго содействия, при посредстве смиренного расположения человека, виновника всех благ Божественной Благодати. »Плод же Духа: (когда человек позволит ему «возрасти») любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, благость, вера, кротость, воздержание...« (Гал.5,22–23).
Смотрите, как и Богородица исповедует, но и показывает нам, что Бог »...призрел на смирение рабы Своея» (Лк.1,48).
Все действия Старца истекали всегда из такого смирения. Имея полное ощущение своей человеческой немощи, он чувствовал глубокую потребность прильнуть – через горячее желание и любовь – умом к единственной благой силе, к Господу нашему Иисусу Христу. От Него, абсолютно зависимый и покорный, он получал всякое движение и действие. Когда ум его находился в таком состоянии Благодати, совершались через него все чудесные знамения. Старец не попустил ни на мгновение уму заниматься чем-либо другим и прерывать умное единение с Божественной Благодатью, чтобы не замещать Божественную энергию человеческой. Притом ум его затруднялся даже читать священные писания последований, которые он чрезвычайно любил и которым удивлялся, и нас всех побуждал вникать в священный их смысл. («Так люблю церковные книги, – говорил он нам, – что, когда молюсь, беру канонник и прижимаю его к сердцу».)
Всё величие Старца мы почувствовали в неповторимом его смиренномудрии, которое говорило после всего этого: «Я чувствую себя, как консервная банка, брошенная в мусорный ящик, крышка которой, однако, – смотрением Божиим – обращена к Солнцу. Она принимает светлые Его лучи, так что всё Солнце отражается в ней и она становится но Благодати светлой!»
Мы удивлялись его смиренной мысли, которая считала самого себя выброшенной консервной банкой, так же как и всечистым его признанием причины, делавшей его светлым. Это признание, с одной стороны, – собственной немощи, а с другой – единственной благой силы -наполняло его совершённым смирением. Мы с удивлением видели, как он кланялся мирянам.
– Геронта, почему вы, монах, делаете поклон мирянам? – однажды я спросил его.
И тот, с выражением любви, ответил:
– Так как вижу в них Благодать Святого Духа, которую они получили при святом крещении, и её (Благодать) видит ум мой, и я кланяюсь братьям.
Комментарии 1