Я кратко остановлю свое внимание на содержании двух конференций-уроках, проведенных движением гуру Сатьянанды.
Первый урок преподается самой Шивамурти, лидером греческого филиала этого движения. Нас около двадцати человек в возрасте до 25 лет. Сначала нам предлагают сделать некоторые асаны, чтобы в итоге мы сели в позу лотоса.
– Теперь закройте глаза! Познайте духовную сферу, которая находится перед вами.
Передо мной раскрывается темнота. Я стараюсь ее прощупать, найти ее края.
– Представьте себе горящую свечу в середине.
Мы прилагаем серьезные усилия в этом направлении.
– Откройте глаза и пристально посмотрите на пламя свечи, которая горит перед вами.
И в самом деле, в это время кто-то зажег большую свечу и поставил её перед нами. После того, как в течение нескольких минут мы сосредоточено смотрим на нее, учительница снова повелевает нам:
– Закройте веки и сохраните перед глазами образ свечи.
Теперь детали становятся более «ощутимыми», как после того, как мы какое-то время смотрим на солнце и закрываем глаза, мы по-прежнему сохраняем изображение солнца на сетчатке, как следствие возбуждения зрительного нерва. Подобного рода «восприятие» проявляется и сейчас. Образ свечи сохраняется перед нами без каких-либо усилий со стороны воображения.
– Постарайтесь с закрытыми глазами четко и постоянно держать этот образ перед собой, – снова говорит нам Шивамурти.
Действительно, у меня это получается.
– Теперь постарайтесь увидеть красивую красную розу... вы видите её как можно более реальной, с капельками росы на ней...
С этого момента начинает работать воображение. Затем мы продолжаем представлять целый ряд изображений, в конце которых нам категорически сообщают:
– То, что находится перед вами, называется Цитакас (Тситакас) и является местом духовного видения. Это место можно развивать, а также можно развивать и способность получать и отправлять образы.
В заключение, со стороны лидера этого движения поступает открытое предложение пароксизмально развивать наше воображение.
Второй урок проводится в огромном зале одного ашрама из Индии. Учительница является европейской свами, давней ученицей гуру. Она одета в оранжевую рясу. Среди учеников находятся случайные посетители ашрама, от детей и до людей среднего возраста. Йога-нидра или «йога релаксации» адресована преимущественно современному обществу.
Учительница предлагает нам лечь на пол в наиболее удобном положении, не прикасаясь друг к другу.
– Закройте глаза и успокойтесь, расслабьтесь...
Указания даются очень медленно, чтобы обеспечить нам необходимое время для их выполнения. В зале царит полная тишина, которую нарушает только голос йогини.
– Почувствуйте как ваше тело становится тяжелым, все более тяжелым... Вы не можете его двигать... Вы чувствуете точки соприкосновения с полом...
Следует пауза в несколько минут.
– Теперь почувствуйте свое тело очень легким, готовым взлететь... Теперь забудьте о теле и мысленно наблюдайте замечательный закат... Теперь желтый цветок... Красивый водопад... Яркое солнце...
Изображения следуют одно за другим, как в кино. Голос учительницы медленный и ритмичный. Все упражнение продолжается около часа.
– Теперь снова почувствуйте свое тело... Медленно начинайте двигать свои конечности...
И в самом деле, я ощущаю свое тело настолько тяжелым, что не могу сделать резких движений.
– Открывайте понемногу глаза и обратите внимание на детали помещения...
Я встаю медленно, как после глубокого сна. Осматриваясь, я констатирую, что большинство курсантов, кажется, только что пробудились ото сна... Однако некоторые из них остаются лежать на полу. Они действительно крепко уснули!
– Разбудите их, – говорит учительница, улыбаясь...
Это было содержание урока по Йога-нидра, на протяжении которого мы передали контроль над разумом и волей в руки свами, став, таким образом, субъектами типичной процедуры массового гипноза. Гиперстимуляция воображения вновь составила нашу основную деятельность.
Я упомянул об этих трех случаях, представленных выше, чтобы таким образом проиллюстрировать огромную разницу между йогой и православной аскетикой. Последняя имеет совершенно иную позицию по отношению к воображению, фокусируясь на как можно более интенсивном пребывании в реальности. Она считает воображение крайне опасной областью, используемой преимущественно дьяволом. Подвижники часто определяют воображение как «дьявольский мост» («мост демонов»), а дьявола называют «великим стенографом» , «режиссером» или «изобретателем». Посредством воображения дьявол стремится решительно повлиять на человеческий разум. Святые отцы очень четко различают действие воображения от истинного воздействия Божественной благодати. Воздействие Святого Духа воспринимается в состоянии бдительности, в полном сознании и всегда вне воображения.
Но давайте обратимся к самим святоотеческим писаниям. Текст, который следует ниже, принадлежит Святому Никодиму Святогорцу, он взят из его книги «Невидимая брань». Святой Никодим строго изучил древние аскетические писания христианских Отцов и объединил их в монументальных сборниках, названных «Добротолюбие» и «Эвергетинос», которые стали самыми читаемыми книгами в православной монашеской среде. Лично следуя такому же образу жизни, как и Отцы-исихасты, и резюмируя святоотеческий опыт Церкви Христовой, Святой Никодим пишет:
« Сказавши об управлении внешними чувствами, следует нам сказать теперь и о том, как управляться с воображением и памятью, потому что, и по мнению всех почти философов, воображение и память суть не что иное, как отпечатление всех тех чувственных предметов, которые мы видели, слышали, обоняли, вкушали, осязали.
Можно сказать, что воображение и память суть одно внутреннее общее чувство, которое воображает и помнит все, что внешним пяти чувствам пришлось прежде того перечувствовать. И некоторым образом внешние чувства и чувственные предметы походят на печать, а воображение – на отпечатление печати.
[...]
Знай, что как Бог есть вне всех чувств и всего чувственного, вне всякого вида, цвета, меры и места, есть совершенно безобразен и безвиден, и хотя везде есть, но есть превыше всего, то Он есть и вне всякого воображения. Отсюда само собою следует, что воображение есть такая сила души, которая по природе своей не имеет способности пребывать в области единения с Богом.
Знай, что и Люцифер, первый из Ангелов, будучи прежде выше всякого неразумного воображения и вне всякого вида, цвета и чувства, как ум мысленный, невещественный, безвидный и бестелесный, когда потом возмечтал и наполнил ум свой образами равенства Богу, ниспал от оного безвидного, безобразного, бесстрастного и простого безвеществия ума в это многовидное, многосоставное и дебелое воображение, как полагают многие богословы, и, таким образом, из Ангела безвидного, безвещественного и бесстрастного сделался диаволом, как бы вещественным, многовидным и страстным.
По сей причине диавол у святых отцов называется живописцем, змием многовидным, питающимся землей страстей, фантазером и другими подобными именами. [...]
Из сего уразумей, возлюбленне, что так как многовидная фантазия есть изобретение и порождение диавола, то она для него премного вожделенна и пригодна к погублению нас. Святые отцы справедливо называют ее мостом, чрез который душеубийственные демоны проходят в душу, смешиваются с ней, и делают ее ульем трутней, жилищем страшных, злых и богопротивных помыслов и всяких нечистых страстей, душевных и телесных. [...]
Но человекоубийца диавол, как сам пал от мечтания о богоравенстве, так довел и Адама до того, что он стал мечтать умом своим о равенстве Богу и пал от такого своего мечтания; и за то из мысленной оной, равноангельской, чистой, разумной и безобразной жизни низринут был в эту чувственную, многосоставную, многовидную, в образы и мечтания погруженную жизнь, в состояние неразумных животных. [...]
После же того как ниспал человек в такое состояние, кто может сказать, в какие страсти, в какое злонравие и в какие заблуждения введен он был своим воображательным мечтанием?
Нравоучение наполнил разными обольщениями, физику – многими лжеучениями, богословие – непотребными и нелепыми догматами и баснями.
И не древние только, но и новейшие мыслители, желая любомудрствовать и говорить о Боге и о божественных, простых и недоступных воображению и фантазии таинствах (ибо в этом труде должна работать высшая сила души – ум) и приступив к сему делу прежде очищения своего ума от страстных видов и воображательных образов чувственных вещей, вместо истины нашли ложь. И, что особенно многобедственно, они эту ложь свою заключили в объятия души и сердца и держат крепко, как истину, выражающую действительность. И, таким образом, вместо богословов явились баснословами, предавшись, по апостолу, в неискусен ум.
Итак, брате мой, если ты желаешь легко и удобно освободиться от таких заблуждений и страстей, если ищешь избежать разных сетей и козней диавола, если вожделеваешь соединиться с Богом и улучить божественный свет и истину, мужественно вступи в брань с своим воображением и борись с ним всеми твоими силами, чтобы обнажить ум свой от всяких видов, цветов и очертаний и вообще от всякого воображения и памяти вещей чувственных, как хороших, так и худых. Ибо все такое есть запятнание и затемнение чистоты и светлости ума, одебеление его безвеществия и проводник к острастению ума, так как ни одна почти страсть душевная и телесная не может подступить к уму иначе, как чрез воображение соответственных им вещей чувственных. Подвизайся же хранить ум свой бесцветным, безобразным, безвидным и чистым, как создал его Бог.»
Итак, в то время как христиане опасаются воображения во время молитвы, все гуру и преподаватели движения New Age, напротив, стимулируют и развивают его с помощью различных средств «медитации», считая его «транспортом», способом приближения к «Богу». Конечно, их «Бог» совершенно иной, чем Христос.
Сегодня мы наблюдаем настоящий бум организаций типа New Age, которые систематически развивают воображение в умах своих последователей. Таким образом, дьявол находит наиболее благоприятную почву чтобы «сводить их в кино», как говорил старец Паисий. Этой чрезвычайно плодородной почвой воспользуется и Антихрист для того, чтобы производить свои ложные чудеса. Святой Апостол Павел пишет в своем втором послании к солунянам, что появление Антихриста будет сопровождаться ложными чудесами, которые будут совершаться силой дьявола: которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины (2Сол. 2, 9–10).
Итак, анализ этих вопросов, связанных с восточной медитацией и христианской молитвой, еще раз показывает фундаментальную антитезу между этими двумя религиями. Насколько свет отличается от тьмы и Бог от дьявола, настолько отличается Церковь Христова от индуистского язычества и от сект типа New Age.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев