Давайте проанализируем заявление: «Йога это не религия, а такая же наука, как и любая другая». Это заявление было выражено самим гуру Сатьянандой 24 апреля 1984 года в конференц-зале отеля Самария города Ханья (о. Крит), и оно содержится в книге «Учения Парамахамса Сатьянанды», том 6, ст. 148, изданной под редакцией движения гуру из Греции, Сатьянандашрам. Это точка зрения, которая часто высказывалась Сатьянандой на протяжении времени, и систематически поощряется через официальные издания его движения в Греции. Она представляет собой основной элемент того образа, который хочет создать себе движение Сатьянандашрам. Такую же точку зрения выразил и основатель трансцендентальной медитации, Махариши Махеш Йоги. При презентации учреждения, которое он назвал «Европейский Университет Исследований», он заявил: «Здесь речь идет ни о чем ином, как только о чистой науке». Кроме того, стоит отметить, что все движения типа New Age продвигают себя, прячась под покровом науки.
Давайте сейчас сосредоточимся на утверждении что «йога это не религия».
«Центром» индуизма является индийский народ, а географически – страна Индия, от которой происходит и название. Сегодня, после многовековой изоляции предпринимаются постоянные усилия для того, чтобы популяризировать его на всех континентах: в Европе, Австралии, Северной и Южной Америке, Африке, в том числе и в Азиатской стороне России и Японии.
Индусы разделены на сотни ересей, или школ, расходящихся в доктринах, которые все же сохраняют как общую точку зрения признание авторитета Бхагавад-Гиты, «евангелия» индуизма. Этот текст единогласно принят в качестве «священного» и «богодухновенного».
Этот текст йоги систематически изучают и ежедневно воспевают, что является формой поклонения богу Кришне. В ашраме Сатьянанды из Монгира каждое утро в течение одного часа культово воспевались музыкально адаптированные фрагменты из Бхагавад-Гиты.
Что такое Бхагавад-Гита? Это диалог в форме стихов, содержащий в себе все элементы теогонии, несколько сопоставимый с древней поэмой Гесиода, которая описывает рождения божества Олимпа, или с Илиадой Гомера, в которой война Трои становится предлогом многих дружб или ссор между богами и людьми.
Итак, в Гите бог Кришна открывает йогу своему другу и ученику Арджуне. Их разговор происходит непосредственно перед началом великой битвы. Воинственный король Арджуна задает вопросы, а бог (Кришна) его учит. Предоставим слово самому тексту, который является крайне показательным:
«О безгрешный, Я уже объяснял о двух путях в этом мире: для философов – йога знания, для йогов – йога деяний » (III, 3).
«Эту древнюю йогу Я возвещаю сегодня тебе, ибо ты Мой бхакт (преданный) и друг; воистину это высшая тайна» (IV, 3).
Отсюда следует, что йога не является человеческим открытием или созданием, как, например, наука. Йога является «божественным» откровением, даром, который бог Кришна, «Бог Йоги», предлагает человечеству через Арджуну. Более того, йога является одной из форм поклонения, через которую Кришна хочет быть почитаемым своими учениками. Кришна говорит:
«Но великие души, принявшие прибежище божественной природы, поклоняются Мне неизменно, познав Меня как неисчерпаемый источник всех существ.
Постоянно воспевая Мою славу, подвизающиеся, твердые в обетах, простирающиеся передо Мной, они всегда поклоняются Мне с любовью и преданностью» (IX, 13–14).
«Всегда удовлетворен, посвятил себя йоге, владеет собой, тверд в решениях, сосредоточил свой ум и разум на Мне, – такой Мой преданный очень дорог Мне» (XII, 14).
«И кто изучает эту священную беседу, тот поклоняется Мне жертвой знания, так Я считаю» (XVIII, 70).
Итак, Кришна показывает, что не только практика йоги, но и просто теоретическое её исследование считается формой поклонения ему! Излишне подчеркивать, что поклонение является чисто религиозным актом, а никак не научным. Также в Бхагавад-Гите Кришна учит о том, что йога является для него одной из форм жертвоприношения. Нет необходимости настаивать и на «научном» характере жертвоприношения. Давайте проследим за текстом:
«Некоторые также приносят в жертву все действия чувств и деятельность жизненных сил на огне самообуздания, зажженном знанием.
Другие предлагают жертву богатства, жертву подвижничества, жертву йоги, а иные, самообузданные, твердые в обетах – жертву знания и изучения Вед» (IV, 27–28).
В других стихах бог Кришна провозглашает себя Божеством, которое создало космос. Провозглашает, что он является центром и целью, вокруг которой вращаются и на который направлены все элементы индуистской практики: «священные» писания (Веды), жертвоприношения, священный звук ОМ, упражнения йоги – все это... Кришна. Предоставим слово самому тексту:
«Я – ритуал, Я – жертвоприношение, Я – приношение предкам, Я – целительное растение, Я – мантра, Я – очищенное масло, Я – огонь, Я – подношение.
Я – Отец этой вселенной, Мать, опора, прародитель; Я – познаваемое, очищающий слог ОМ. Я также Риг, Сама и Яджур Веды.
Я – цель, хранитель, Владыка, свидетель, обитель, прибежище, друг, начало и исчезновение, основа, сокровищница и непреходящее семя.
Я даю тепло, Я удерживаю и посылаю дождь, Я – бессмертие и смерть, Я – бытие и небытие, о Арджуна» (IX, 16–19).
Наконец, посмотрим, что же является мотивацией к практике йоги, и в то же время, какая её конечная цель: »Размышляй обо Мне, будь предан Мне, жертвуй Мне и поклоняйся Мне. И ты непременно придешь ко Мне; Я обещаю тебе это, ибо ты Мой дорогой друг» (XVIII, 65).
Итак, целью и концом упражнений йоги, является объединение с богом Кришной, с изобретателем, создателем и учителем йоги! (кстати, это и означает слово «йога» – единение с Богом). Это то, чему учит сам «Господь» Кришна (или тот, кто за ним скрывается) и «священная книга» Бхагавад-Гита!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев