100 лет со дня рождения
3 июля 1924 года родился Владимир Осипович Богомолов
«Если так случится и я умру, то смерть получит лишь мой труп, мои кости, но сердца своего я смерти не отдам». Эти слова Эфенди Капиева вспомнил перед операцией на позвоночнике Владимир Осипович Богомолов, который до этого был практически обездвижен четыре месяца. Всю боль своего сердца он отразил в творчестве и передал читателям. Память его сердца всю жизнь (1926–2003) хранила горький след войны.
«Отправиться на войну меня подбили двое приятелей, оба были старше меня, они и надоумили прибавить себе два года, что сделать при записи добровольцем было просто… Я был последовательно рядовым, командиром отделения, помкомвзвода, командиром взвода автоматчиков пешей разведки, в конце войны исполнял должность командира роты. Война, армия и послевоенное офицерство в смысле познания людей и жизни дали мне чрезвычайно много», – писал Богомолов.
Повести «Иван» и «Зося» вошли в золотой фонд русской литературы ХХ века, роман «Момент истины» («В августе сорок четвертого») сразу после публикации стал международным бестселлером, переведён более чем 50 иностранных языков, издан более 200 (!) раз.
В годы перестройки выступил с резкой критикой романа Георгия Владимова «Генерал и его армия», с критикой отношения новых властей и нашей либеральной интеллигенции к Советской армии и ее славной истории.
В работе «Срам имут и живые, и мертвые, и Россия…» (1995) резко осудил современные печатные издания:
«Очернение с целью “изничтожения проклятого тоталитарного прошлого” Отечественной войны и десятков миллионов ее живых и мертвых участников как явление отчетливо обозначилось еще в 1992 году. Люди, пришедшие перед тем к власти, убежденные в необходимости вместе с семью десятилетиями истории Советского Союза опрокинуть в выгребную яму и величайшую в многовековой жизни России трагедию — Отечественную войну, стали открыто инициировать, спонсировать и финансировать фальсификацию событий и очернение не только сталинского режима, системы и ее руководящих функционеров, но и рядовых участников войны — солдат, сержантов и офицеров».
К сожалению, последний роман «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…», над которым писатель работал, по своему обыкновению, долго – почти три десятилетия – и считал, что он станет главным в его творческой биографии, остался неоконченным. По словам автора, «это реквием по России, по её природе и нравственности, реквием по трудным деформированным судьбам нескольких поколений». Это ещё одна из вершин творчества писателя.
Владимир Богомолов не состоял в творческих союзах, не принял ни одной награды. Доказал, что к творчеству это никакого отношения не имеет.
=====================================================
КИНО
В.О. Богомолов, прямая речь:
"Мне фатально не везло с режиссерами. Я имел дело с четырьмя режиссерами, двое из них были очень известными, это Тарковский и Жалакявичус... Никто из них даже часа в армии не служил. Они не понимают этого. Они не знают этого. А главное, и слушать-то ничего не хотят... Что сейчас надо режиссерам - экшн, действие. И уже не важно, какая мысль за ним стоит, главное - поток событий, поворотов, наворотов... Так редко можно встретить в кино толкового человека.
Вот этот парень, артист Евгений Миронов, это единственный актер в моей жизни, хотя мне пришлось иметь дело со многими его собратьями по искусству, повторю - единственный, который приехал ко мне перед началом съемок. И привез мне 76 вопросов, которые у него возникли при ознакомлении с режиссерским сценарием. Мы просидели с ним более трех часов. Это была хорошая штука - беседа автора с актером. Наверное, я чем-то помог ему. Вообще главные герои подобраны замечательно. Но фильм-то снят о другом!
Пташук снял то, что я никогда не писал. Для него Великая Отечественная война - всего лишь продолжение гражданской войны. Более того, он утверждал, что будто бы Мищенко, лучшему разведчику абвера, благодарные земляки поставили памятник на Дону - в Сальском районе. Я позвонил в Ростов, в отдел культуры, и поинтересовался, есть ли такой памятник. Женщина, зав отделом, долго искала, есть ли такой памятник. Потом призналась: "Я все списки Героев Советского Союза просмотрела, но Мищенко нигде нет". Я не стал ей говорить, что речь идет не о нашем Герое, а о лучшем разведчике абвера, иначе бы она меня обматерила.
Финал завалили. Многие несуразности переснимать не стали. Экономили деньги. Режиссеров по массовке не было. Они всем там истуканят. Солдаты стоят столбами. Жизни, правды, мысли нет. Главный герой - мысль, поиск момента истины, а не шпионов.
Снял свое имя из титров. Не мой сценарий."
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД
- Я сторонник массированной компетенции, - не раз повторял Богомолов, говоря о своем писательском труде. Я этого не афиширую, но никогда и не скрывал: у меня стационарное образование - довоенная семилетка. Все остальное я беру, так сказать, задницей. Наращивание компетенции, вникание в материал... Между прочим, когда чеченцы вторглись в Дагестан, ко мне приехали два офицера из МВД с тетрадями и диктофонами - конспектировать мой опыт по созданию предельного режима. Я им сказал: "Ребята, мое базовое образование - 7 классов". Уехали ни с чем.
Еще одно его любимое выражение:
- Я всегда довожу своих героев до МХ.
- Что такое "до МХ"?
- До могильного холмика...
До "могильного холмика" доводил он героев своего публицистического романа о генерале Власове, над которым Богомолов работал последние годы. Для него это был враг номер 1 - предатель. И он проверял Власова, равно как и тех, кто его окружал, с дотошностью капитана Алехина, добиваясь момента истины, заводя на каждого из них свое следственное дело, и, завершая его, подшивал архивную справку о месте захоронения того или иного невыдуманного персонажа. Это и называлось - довести героя до могильного холма.
"- Власов - такая гнида была! - Искренне возмущался Богомолов всякий раз, когда речь заходила об его антигерое. - Поискать надо. Животное! Его в Лефортово привезли. А он о чем страдает? О жратве, хотя кормили там всегда нормально. Но он пишет заявления, что ему с его ростом положена двойная норма. И тут врал, потому что не дотягивал до этой нормы целых два сантиметра.
Сегодня его пытаются поднять на щит, сделать национального героя. Но вся аргументация - это окаменевшее дерьмо геббельсовской пропаганды.
Я работаю с архивами и подлинными документами. Даже шкафы себе новые заказал под папки с материалами. Архивисты меня знают и без лишней волокиты отзываются на мои запросы. Правда, сегодня не то стало. Исполнительная дисциплина упала. Запрашиваю архив - кем был Власов в Китае. Ответ: "Его должность не могла считаться высокой". Да вы мне назовите ее, а уж я сам определю - высокая она или нет! Сам где-то нашел - "Власов - военный советник 2-го района"... Ох, что же они там творили! И ведь знали в Москве. Советник Власов за 150 долларов купил себе жену-китаянку. На время, для служебного пользования..."
Над романом о генерале-предателе он работал не один год. Кто-нибудь другой давно бы сдал его в печать, но Богомолов полагал, что "массирование компетенции" еще не достаточно, и теперь уже, увы, не увидит свой последний труд в печатном виде.
За гуманизацию жестокого военного ремесла, за эманацию доброты книги Богомолова были оценены ЮНЕСКО как вклад в мировую литературу. Почетный диплом ему привезли на дом за три недели до кончины. Не потому, что здоровье не позволяло ему отправиться в минкульт, а потому, что исповедовал булгаковский принцип - ничего ни у кого не проси, сами дадут. Но он не только не просил, он отказывался и от того, что ему давали. Он отказался от двух Государственных премий, от гонораров за фильмы, от орденов...
Ему претила любая шумиха вокруг его имени. "Я человек непубличный..." - говорил он себе, когда его приглашали на какое-нибудь мероприятие, пусть самое престижное. В слово "непубличный" он вкладывал тот смысл, который кроется в оценке "публичный дом, публичная женщина"...
Он никогда не подлаживался под начальство, не стремился к чинам и наградам. Даже в союз писателей не вступал, хотя кто, как не он, имел право на звание писателя. И не гордыня мешала ему писать заявление, анкеты, проходить одну приемную комиссию за другой... Просто полагал неприемлемой для себя эту игру в писательский цех со всеми атрибутами производственного объединения - парткомами, профкомами, секретариатом... Он сам был союзом одного писателя. И хотя не был публичным человеком, не слыл и затворником. Дверь его квартиры в Безбожном (а потом Протоповском, ныне Астраханском) переулке была открыта для множества людей. Потолковать с Богомоловым приходили люди дальние и ближние, генералы и художники, артисты и моряки, свой брат писатель и свой брат разведчик...
Порою он сам удивлялся:
- Мои главные учителя - деревенский дед и сержанты Отечественной войны... Я сам знаю: мне внутренней культуры не хватает и внешнего воспитания. А ко мне генералы из внешней разведки за советом приезжают. Вот как бывает..
По материалам интернетаСЕРДЦА ЕГО БОЛЬ
100 лет со дня рождения
3 июля 1924 года родился Владимир Осипович Богомолов
«Если так случится и я умру, то смерть получит лишь мой труп, мои кости, но сердца своего я смерти не отдам». Эти слова Эфенди Капиева вспомнил перед операцией на позвоночнике Владимир Осипович Богомолов, который до этого был практически обездвижен четыре месяца. Всю боль своего сердца он отразил в творчестве и передал читателям. Память его сердца всю жизнь (1926–2003) хранила горький след войны.
«Отправиться на войну меня подбили двое приятелей, оба были старше меня, они и надоумили прибавить себе два года, что сделать при записи добровольцем было просто… Я был последовательно рядовым, командиром отделения, помкомвзвода, командиром взвода автоматчиков пешей разведки, в конце войны исполнял должность командира роты. Война, армия и послевоенное офицерство в смысле познания людей и жизни дали мне чрезвычайно много», – писал Богомолов.
Повести «Иван» и «Зося» вошли в золотой фонд русской литературы ХХ века, роман «Момент истины» («В августе сорок четвертого») сразу после публикации стал международным бестселлером, переведён более чем 50 иностранных языков, издан более 200 (!) раз.
В годы перестройки выступил с резкой критикой романа Георгия Владимова «Генерал и его армия», с критикой отношения новых властей и нашей либеральной интеллигенции к Советской армии и ее славной истории.
В работе «Срам имут и живые, и мертвые, и Россия…» (1995) резко осудил современные печатные издания:
«Очернение с целью “изничтожения проклятого тоталитарного прошлого” Отечественной войны и десятков миллионов ее живых и мертвых участников как явление отчетливо обозначилось еще в 1992 году. Люди, пришедшие перед тем к власти, убежденные в необходимости вместе с семью десятилетиями истории Советского Союза опрокинуть в выгребную яму и величайшую в многовековой жизни России трагедию — Отечественную войну, стали открыто инициировать, спонсировать и финансировать фальсификацию событий и очернение не только сталинского режима, системы и ее руководящих функционеров, но и рядовых участников войны — солдат, сержантов и офицеров».
К сожалению, последний роман «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…», над которым писатель работал, по своему обыкновению, долго – почти три десятилетия – и считал, что он станет главным в его творческой биографии, остался неоконченным. По словам автора, «это реквием по России, по её природе и нравственности, реквием по трудным деформированным судьбам нескольких поколений». Это ещё одна из вершин творчества писателя.
Владимир Богомолов не состоял в творческих союзах, не принял ни одной награды. Доказал, что к творчеству это никакого отношения не имеет.
=====================================================
КИНО
В.О. Богомолов, прямая речь:
"Мне фатально не везло с режиссерами. Я имел дело с четырьмя режиссерами, двое из них были очень известными, это Тарковский и Жалакявичус... Никто из них даже часа в армии не служил. Они не понимают этого. Они не знают этого. А главное, и слушать-то ничего не хотят... Что сейчас надо режиссерам - экшн, действие. И уже не важно, какая мысль за ним стоит, главное - поток событий, поворотов, наворотов... Так редко можно встретить в кино толкового человека.
Вот этот парень, артист Евгений Миронов, это единственный актер в моей жизни, хотя мне пришлось иметь дело со многими его собратьями по искусству, повторю - единственный, который приехал ко мне перед началом съемок. И привез мне 76 вопросов, которые у него возникли при ознакомлении с режиссерским сценарием. Мы просидели с ним более трех часов. Это была хорошая штука - беседа автора с актером. Наверное, я чем-то помог ему. Вообще главные герои подобраны замечательно. Но фильм-то снят о другом!
Пташук снял то, что я никогда не писал. Для него Великая Отечественная война - всего лишь продолжение гражданской войны. Более того, он утверждал, что будто бы Мищенко, лучшему разведчику абвера, благодарные земляки поставили памятник на Дону - в Сальском районе. Я позвонил в Ростов, в отдел культуры, и поинтересовался, есть ли такой памятник. Женщина, зав отделом, долго искала, есть ли такой памятник. Потом призналась: "Я все списки Героев Советского Союза просмотрела, но Мищенко нигде нет". Я не стал ей говорить, что речь идет не о нашем Герое, а о лучшем разведчике абвера, иначе бы она меня обматерила.
Финал завалили. Многие несуразности переснимать не стали. Экономили деньги. Режиссеров по массовке не было. Они всем там истуканят. Солдаты стоят столбами. Жизни, правды, мысли нет. Главный герой - мысль, поиск момента истины, а не шпионов.
Снял свое имя из титров. Не мой сценарий."
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД
- Я сторонник массированной компетенции, - не раз повторял Богомолов, говоря о своем писательском труде. Я этого не афиширую, но никогда и не скрывал: у меня стационарное образование - довоенная семилетка. Все остальное я беру, так сказать, задницей. Наращивание компетенции, вникание в материал... Между прочим, когда чеченцы вторглись в Дагестан, ко мне приехали два офицера из МВД с тетрадями и диктофонами - конспектировать мой опыт по созданию предельного режима. Я им сказал: "Ребята, мое базовое образование - 7 классов". Уехали ни с чем.
Еще одно его любимое выражение:
- Я всегда довожу своих героев до МХ.
- Что такое "до МХ"?
- До могильного холмика...
До "могильного холмика" доводил он героев своего публицистического романа о генерале Власове, над которым Богомолов работал последние годы. Для него это был враг номер 1 - предатель. И он проверял Власова, равно как и тех, кто его окружал, с дотошностью капитана Алехина, добиваясь момента истины, заводя на каждого из них свое следственное дело, и, завершая его, подшивал архивную справку о месте захоронения того или иного невыдуманного персонажа. Это и называлось - довести героя до могильного холма.
"- Власов - такая гнида была! - Искренне возмущался Богомолов всякий раз, когда речь заходила об его антигерое. - Поискать надо. Животное! Его в Лефортово привезли. А он о чем страдает? О жратве, хотя кормили там всегда нормально. Но он пишет заявления, что ему с его ростом положена двойная норма. И тут врал, потому что не дотягивал до этой нормы целых два сантиметра.
Сегодня его пытаются поднять на щит, сделать национального героя. Но вся аргументация - это окаменевшее дерьмо геббельсовской пропаганды.
Я работаю с архивами и подлинными документами. Даже шкафы себе новые заказал под папки с материалами. Архивисты меня знают и без лишней волокиты отзываются на мои запросы. Правда, сегодня не то стало. Исполнительная дисциплина упала. Запрашиваю архив - кем был Власов в Китае. Ответ: "Его должность не могла считаться высокой". Да вы мне назовите ее, а уж я сам определю - высокая она или нет! Сам где-то нашел - "Власов - военный советник 2-го района"... Ох, что же они там творили! И ведь знали в Москве. Советник Власов за 150 долларов купил себе жену-китаянку. На время, для служебного пользования..."
Над романом о генерале-предателе он работал не один год. Кто-нибудь другой давно бы сдал его в печать, но Богомолов полагал, что "массирование компетенции" еще не достаточно, и теперь уже, увы, не увидит свой последний труд в печатном виде.
За гуманизацию жестокого военного ремесла, за эманацию доброты книги Богомолова были оценены ЮНЕСКО как вклад в мировую литературу. Почетный диплом ему привезли на дом за три недели до кончины. Не потому, что здоровье не позволяло ему отправиться в минкульт, а потому, что исповедовал булгаковский принцип - ничего ни у кого не проси, сами дадут. Но он не только не просил, он отказывался и от того, что ему давали. Он отказался от двух Государственных премий, от гонораров за фильмы, от орденов...
Ему претила любая шумиха вокруг его имени. "Я человек непубличный..." - говорил он себе, когда его приглашали на какое-нибудь мероприятие, пусть самое престижное. В слово "непубличный" он вкладывал тот смысл, который кроется в оценке "публичный дом, публичная женщина"...
Он никогда не подлаживался под начальство, не стремился к чинам и наградам. Даже в союз писателей не вступал, хотя кто, как не он, имел право на звание писателя. И не гордыня мешала ему писать заявление, анкеты, проходить одну приемную комиссию за другой... Просто полагал неприемлемой для себя эту игру в писательский цех со всеми атрибутами производственного объединения - парткомами, профкомами, секретариатом... Он сам был союзом одного писателя. И хотя не был публичным человеком, не слыл и затворником. Дверь его квартиры в Безбожном (а потом Протоповском, ныне Астраханском) переулке была открыта для множества людей. Потолковать с Богомоловым приходили люди дальние и ближние, генералы и художники, артисты и моряки, свой брат писатель и свой брат разведчик...
Порою он сам удивлялся:
- Мои главные учителя - деревенский дед и сержанты Отечественной войны... Я сам знаю: мне внутренней культуры не хватает и внешнего воспитания. А ко мне генералы из внешней разведки за советом приезжают. Вот как бывает..
По материалам интернета
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев