«Лермонтов начал рисовать еще в детстве, даже раньше чем писать стихи. Его троюродный брат Аким Шан-Гирей вспоминал: «…он был счастливо одарен способностями к искусствам, уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашенного воску целые картины…». До наших дней сохранились 13 картин, 51 акварель, около 450 графических работ, выполненных карандашом и чернилами.
Соученик поэта по школе юнкеров Александр Меринский рассказывал: «Лермонтов был брюнет, с бледновато-желтым лицом, черными, как уголь, глазами, взгляд которых, как он сам выразился о Печорине, был иногда тяжел». Описание это дополнил писатель Иван Панаев: «Лермонтов знал силу своих глаз и любил смущать и мучить людей робких и нервических своим долгим и пронзительным взглядом»
После отъезда в ссылку на Кавказ автор крамольного стихотворения «Смерть поэта» исполнил свой акварельный «Автопортрет». На автопортрете Лермонтов изображен задумчивым, даже печальным на фоне кавказского пейзажа в мундире Нижегородского драгунского полка. Эту работу в 1838 он подарил Варваре Лопухиной, а та впоследствии передала автопортрет родственнице Лермонтова Александре Верещагиной – вместе с его рукописями (муж Варвары был против любых упоминаний имени ее воздыхателя). В течение многих лет акварель считалась утерянной, пока не всплыла в 1934 на аукционе в Германии. Через три десятилетия ее привез в Советский Союз исследователь творчества Лермонтова Ираклий Андроников.
Поездка на Кавказ придала новый импульс творчеству поэта, влюбленного в эти края с юных лет. Своему другу Святославу Раевскому поэт признавался: «С тех пор, как я выехал из России, я находился до сих пор в беспрерывном странствии… Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест… Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору на самый верх; оттуда видна половина Грузии, как на блюдечке; … для меня горный воздух – бальзам; хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту: так сидел бы да смотрел целую жизнь»
Кавказу Лермонтов посвятил целую серию произведений. Андроников утверждает: «Рисунки Лермонтова - не развлечение странствующего офицера, а род записных книжек поэта, часть его вдохновенной и упорной работы. В них отразилась культура работы Лермонтова, внутренняя связь его многообразных талантов»
В числе прочих работ он запечатлел древнюю столицу Грузии Мцхету и тамошний храм Джвари, построенный еще в VII столетии. Считается, что именно он был увековечен в поэме «Мцыри»:
Немного лет тому назад
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Картину Лермонтова «Крестовый перевал» копировал сам Архип Куинджи – это ли не настоящее признание его таланта в изобразительном искусстве. Михаил Юрьевич, тем не менее, предпочел литературное поприще.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1