Каждый из нас хотел бы жить долго и счастливо, а еще до глубокой старости сохранить здоровье тела и ясность разума. Что же нужно делать, чтобы дожить до преклонных лет в здравом уме и твердой памяти?
Мышцы нашего тела слабеют при отсутствии регулярной нагрузки. То же самое происходят и с мозгом – он нуждается в постоянной тренировке. Научные исследования показывают, что высокий уровень образования и интеллектуальная активность, то есть постоянная нагрузка на мозг и необходимость держать его в тонусе, создают в нем некий когнитивный «запас», позволяющий отсрочить появление симптомов старческой деменции.
Мозг человека обладает нейропластичностью – это его уникальная способность к восстановлению, адаптации и реструктуризации. Она позволяет нейронам восстанавливаться и формировать новые синаптические связи. Нейропластичность не утрачивается с возрастом, поэтому упражнения для тренировки мозга можно и нужно делать в любом возрасте, особенно в пожилом, когда интеллектуальная и творческая активность снижается после выхода на пенсию, и человек начинает замечать проблемы с памятью и концентрацией внимания. Лучше всего новые нейронные цепочки формируются при приобретении нового опыта и получении новых знаний, а регулярная практика позволяет закрепить новые нейронные связи и улучшить функции мозга. Ученые утверждают, что постоянные тренировки мозга позволяют даже людям старшего возраста улучшить интеллектуальные возможности и память и вернуться к показателям среднего возраста.
Занятия, которые мы рекомендуем пожилым людям для укрепления и сохранения интеллектуальных способностей и памяти:
- Изучение иностранного языка. Изучение языков стимулирует работу лобной, нижней теменной и височной долей мозга, которые важны для хорошей памяти и внимания. Ученые отмечают, что изучение одного иностранного языка откладывает опасность развития болезни Альцгеймера на пять лет. Знание иностранного языка увеличивает нейропластичность мозга и создает запас нейронных связей, позволяя человеку оставаться в здравом уме и твердой памяти в преклонном возрасте. Однако, чтобы укрепить этот эффект, в старшем возрасте нужно регулярно практиковаться и расширять свои знания. Практически все когда-то учили иностранный язык в школе и институте. На пенсии есть достаточно времени, чтобы восстановить полученные знания и перейти на новый уровень. А если пожилой человек еще достаточно бодр и любопытен, то можно начать изучать новый язык. Заниматься можно в группах для пожилых людей, брать он-лайн уроки или загрузить специальное приложение для самостоятельного изучения языка.
- Заучивание текстов наизусть – прекрасная тренировка памяти. Это могут быть стихи любимых поэтов или стихи, заданные внукам в школе – совместное выполнение домашних заданий не только тренирует память, но и приносит положительные эмоции и осознание своей нужности, так необходимое пожилым людям. В некоторых семьях есть традиции домашних концертов или постановок – вовлекайте своих пожилых родственников, дайте им роль в пьесе или поручите разучить новую песню. И весело, и полезно!
- Интеллектуальные игры – шахматы, шашки, нарды, карточные игры (такие как бридж, преферанс). Эти игры развивают логику, наблюдательность, внимание, тренируют стратегическое и тактическое мышление.
- Разгадывание кроссвордов, судоку, головоломок – такие занятия тренируют память, внимание, логическое мышление. Это одно из самых любимых занятий пожилых людей. Во времена их молодости во многих газетах и журналах публиковались кроссворды, и их разгадывание было очень популярным. Сейчас можно купить сборники кроссвордов и судоку разной сложности.
- Дополнительное образование – получение новых знаний из любой сферы. Сейчас у любого человека есть возможность получить дополнительные знания в любой, интересующей его области. Это могут быть обучающие видео, он-лайн лекции, документальные фильмы, лектории при музеях, занятия в группах для пожилых людей по программам активного долголетия.
- Настольные игры – скраббл, монополия, мемори тренируют внимание, память, логическое и стратегическое мышление.
Коллективные игры для всей семьи – ассоциации (крокодил) или Кто я? (с карточками на лоб). Игры на угадывание предметов и персонажей по их изображению и описанию тренируют ассоциативное мышление, воображение и память.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев