Правитель лично приобрёл первые экспонаты «государева Кабинета», при посещении Англии, Голландии и других европейских государств. Он принял решение организовать кабинет собирания различных новшеств в виде кабинета «кунштов».
Почти сразу коллекция Кунсткамеры стала пополняться уникальными материалами. Так, в 1715 году знаменитый купец Демидов поднёс в дар Екатерине I, супруге Петра I, более тысяч древних золотых вещей, найденных в Южной Сибири и Восточном Казахстане. Позднее учёные определили, что этот поистине царский подарок состоит из ювелирных изделий скифов, созданных за несколько веков до нашей эры.
В следующем, 1716 году по распоряжению царя в Голландии приобрели уникальную коллекцию — не предметы роскоши или ювелирного искусства, а большое собрание минералов, растений и раковин, научное значение которого сложно переоценить.
13 февраля 1718 года появился царский указ «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей во всех городах к Губернаторам и Комендантам, о даче за принос оных награждения и о штрафе за утайку».
Коллекции Государя Петра росли. Стекаясь со всех концов России и из-за границы, музею присылались разнообразные диковинки. Кстати, посетители побаивались экспонатов. Тогда Пётр приманил мужчин рюмочкой водки, а женщин угощали чашечкой кофе.
Кунсткамера из частной коллекции царя превращалась в настоящий государственный музей. Сначала увеличившуюся коллекцию переместили в так называемые Кикины палаты, дворец в стиле барокко, ранее принадлежавший боярину Александру Кикину, казнённому за организацию побега из России царевича Алексея.
Именно здесь в 1719 году впервые все собранные Петром I редкости стали демонстрировать посетителям. Так частная коллекция русского царя стала настоящим музеем в современном значении этого слова.
С момента своего основания Кунсткамера являлась важнейшим и крупнейшим музеем России — и русские цари, и советская власть ценили её историческое и научное значение. За три века Кунсткамера и её коллекции лишь дважды подвергались опасности. Первый раз это случилось в 1747 году — в здании музея произошел крупный пожар, однако основную часть экспонатов удалось спасти.
Второй раз смертельная опасность нависла над Кунсткамерой в 1941 году, когда гитлеровские войска окружили Ленинград.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1