В помощники Рязанову отрядили Алексея Коренева (впоследствии прославившегося собственными комедиями «По семейным обстоятельствам» и «Большая перемена»), который был назначен вторым режиссёром картины.
Эльдар Рязанов («Неподведённые итоги»): «В период постановки “Карнавальной ночи” я отказывался четыре раза. Первый раз – когда еще писался сценарий. Второй – когда фильм запустили в производство и шёл подготовительный период. После того как был снят первый материал, я отбрыкивался ещё дважды. Но, видно, плохо отбрыкивался».
Сыграть роль Серафима Огурцова Рязанов пригласил актёра театра Петра Константинова. Но у Пырьева уже были свои планы. Он завершил пробы словами: "Роль Огурцова должен играть Игорь Ильинский!". Тогда Ильинский был звездой кино и любимчиком советских зрителей. Но режиссёр боялся с ним работать из-за большого опыта артиста, поэтому втайне надеялся, что тот откажется от предложения.
Однако этого не произошло. Ильинский заинтересовался. Да и страх Рязанова быстро рассеялся, ведь комедиант оказался простым и приятным человеком с лёгким характером. И вместе они переписали роль Огурцова, сделав его активным, благонамеренным дураком без капли чувства юмора, стремящимся не испортить праздник, а улучшить его в соответствии с собственными представлениями о прекрасном. Актёр, как и всегда, был великолепен. Он профессионально отыграл свою роль, отразив все грани и нотки характера своего персонажа.
Когда репетировали эпизод, в котором фокусник вытаскивал из пиджака Огурцова текст доклада, заменяя его живыми голубями и стреляющим зонтиком, Ильинский старательно отрабатывал трюк со знаменитым иллюзионистом Игорем Кио. Исполнил его с профессионализмом истинного циркача. Мэтр с готовностью падал в воду и, отказавшись от дублёра, залезал в душный, тесный ящик фокусника. Немалых усилий стоило удержать его от опасного полёта в этом ящике над карнавальным залом. В итоге Огурцов с его яркими, репризными репликами стал центром карнавального действа.
На роль Леночки Крыловой перебрали множество претенденток. Среди них была и студентка третьего курса ВГИКа Людмила Гурченко. Но оператор запорол её кинопробу. В итоге худсовет утвердил на роль артистку из самодеятельности. В пробах она работала блестяще, но на съёмочной площадке оказалась совершенно беспомощной.
Вот тут и произошла знаменательная встреча Пырьева и Людочки Гурченко в коридоре «Мосфильма». «Стойте, я вас где-то видел, – сказал “грозный Иван” тоненькой девушке в невероятно пышной юбке. – Ага, пробовалась в “Карнавальную ночь”... А зачем так гримасничаешь? Ну-ка, пойдем!». Генеральный директор велел оператору сделать новую кинопробу, и фильм получил неподражаемую Леночку Крылову.
Лёгкость, импровизационность – всё это осталось на экране. Так, выдающийся комик Сергей Филиппов, сыгравший незадачливого лектора-халтурщика из «общества по распространению», создал свои самые знаменитые реплики прямо на съёмочной площадке. Когда снимался кадр с выходом лектора на сцену, артист заплутал среди декорационных ёлок и воззвал: «Люди, где вы? Ау-у!»
Именно этот дубль остался в картине. Как и рождённая вдохновенным Филипповым реплика: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – это науке пока неизвестно». И неудивительно, ведь актёр был мастером метких афоризмов. К примеру, таких: «Давай, сынок, будешь актером, пойдешь по стопкам своего отца методом пробок и ошибок» или: «Больше всего избегай гонорарной недостаточности».
В компанию великих и знаменитых, а также начинающих актёров прекрасно вписался Юрий Белов, сыгравший в «Карнавальной ночи» свою первую большую роль – влюблённого в Леночку электрика Гриши Кольцова. Мило застенчивый на экране, на съёмках он был очаровательно весел, остроумен. И горазд на увлекательные рассказы, в которых реальные факты – Белов был настоящим эрудитом – причудливо мешались с фантазией. После выхода фильма Юрий Белов, что называется, проснулся знаменитым, как и Людмила Гурченко, и Эльдар Рязанов.
Но во время съёмок «Карнавальной ночи» молодой режиссёр не грезил о славе, а уж тем более о том, что его фильму выпадет долгая счастливая жизнь. Пределом его мечтаний было не потерять работу на «Мосфильме». На середине съёмочного периода худсовет студии посмотрел отснятый материал. Вердикт был убийственным: материал провальный, но пусть уж кое-как доснимут, для галочки в студийном отчёте.
В газете «Советская культура» появилась заметка о том, что на «Мосфильме» по отвратительному сценарию молодой режиссёр снимает пошлую комедию. Рязанов пошатнулся, но выстоял. Вслед за обидой явились злость и азарт, на этом безотказном горючем режиссёр, по обыкновению поддержанный Пырьевым, продолжал снимать свою весёлую комедию.
То, что характер у него есть, Рязанов показал ещё в начале работы над фильмом. Однажды вернувшись в павильон после перерыва, он обнаружил, что оператор Аркадий Кольцатый самостоятельно проводит съёмку. Другой бы проглотил такое самоуправство, ведь снимал опытный мастер, трижды лауреат Сталинской премии.
Но в этот момент решалось, кто станет главным лицом в съёмочной группе – маститый оператор или молодой режиссёр. Рязанов отдал приказ не отдавать снятый дубль в проявку и впредь отдавать команду «Мотор!» только с его позволения. Группа раз и навсегда уразумела, кто в этой стае вожак.
Песню, которая была в финальном эпизоде, записали всего за ночь. Рязанов обратился к поэту Вадиму Коростылёву с просьбой написать её. Он дал согласие, но поставил свои условия – ему нужен был свободный кабинет, кофе, два бутерброда - желательно с черной икрой.
Этим же вечером текст с проводницей поезда отправили в Ригу композитору Анатолию Лепину, который с утренним поездом возвратил в столицу ноты мелодии, которую он сочинил за ночь. Сам концерт снимался около недели. Главная сцена и громадный будильник по идее Рязанова были построены в павильоне "Мосфильма".
Сначала на столах зрителей была настоящая закуска, но из-за зноя она начала тухнуть и вонять, что стало причиной для шуток в курилках и коридорах здания. Поэтому продукты пришлось сменить…
В момент выхода картины на экраны успех был невероятный! Сделанная за пять месяцев (в то время период работы над полнометражным фильмом в среднем составлял год), картина показывалась по всей стране в канун Нового 1957-го года. Сразу стало ясно: быть «Карнавальной ночи» лидером проката.
Ведь для того, чтобы посмотреть фильм, люди были готовы по многу часов стоять в очереди. Выходили счастливыми и снова шли в очередь – стоять и ещё раз смотреть. В 1957 г. «Карнавальную ночь» посмотрели почти 50 миллионов зрителей.
Нет комментариев