В минувшую среду, 17 октября, Госдума в третьем чтении приняла законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Этот закон издавна боятся работники системы образования, здравоохранения и других бюджетных организаций.
Хотя формально этот закон всего лишь реорганизует финансирование и несколько меняет правовой статус бюджетных учреждений, его последствием вполне может стать фактическая отмена бесплатного среднего образования и здравоохранения — в том виде, в котором мы привыкли их воспринимать с советских лет.
Суть предлагаемой и уже почти принятой реформы в том, что бюджетные учреждения становятся более самостоятельными экономически — но при этом лишаются бюджетного финансирования в полном объеме. По обычной схеме будут финансироваться лишь такие учреждения, как военные части, исправительная система, психиатрические больницы, лепрозории.
А вот обыкновенным школам и больницам деньги дадут лишь по числу учеников (пациентов) и только в рамках гарантированного государством лимита образования (лечения). Вопрос о бесплатном лимите — а он, понятно, самый важный в этой ситуации — обсудят лишь в ноябре этого года, за месяц до начала реформы.
Пока больше всего взволнованы родители школьников — они дискутируют о том, что в бесплатный лимит могут войти лишь 2 урока русского языка в неделю, 2 урока математики, три физкультуры и 3 урока религии (ОПК, светская этика или уроки по другим конфессиям, в зависимости от школы). Такой эксперимент, по словам некоторых родителей, уже начался в административном округе Москвы.
Другие предметы и дополнительные уроки, как утверждают те же родители со ссылкой на директора одной из школ округа, станут платными: за полноценный язык родителям придется оплачивать 1000 рублей в месяц, за прочие уроки — по 500. Таким образом, полноценное обучение среднего московского школьника обойдется его родителям в 5—6 тысяч рублей в месяц. Сумма для столичных родителей не запредельная, но для регионов весьма ощутимая.
В управлении образования ЮАО города Москвы «СП» официально не опровергли наличие такого эксперимента. Однако при личной беседе с корреспондентом издания директор одной из столичных школ подтвердил, что подобные инициативы о фактическом введении платного среднего образования в России обсуждаются на совещаниях у чиновников системы образования Москвы. «Показаный состав бесплатных предметов, конечно, слишком жесткий — к тому же речь, скорее всего, идет о начальной школе — но в принципе директоров школ уже готовят к тому, что очень скоро нам придется зарабатывать на детях, а бюджетное кормление заканчивается».
Стоит сказать, что Конституция РФ и закон «О всеобщем среднем образовании» обещает гражданам России бесплатное общее образование — однако в этих документах не сказано об его объеме. Таким образом, снижение количества часов на бесплатное образование не потребует изменения ни в Конституции, ни в законе.
Впрочем, даже если бы такие реформы были бы нужны — внести их с нынешним составом Госдумы вполне возможно силами одной «Единой России». Как это, собственно, и произошло с принятым в пятницу законом о бюджетных организациях: фракция КПРФ и депутаты других фракций выступили против, но голосов правящей партии хватило и без убеждения оппозиционеров.
Поразительно, но грядущая радикальная реформа образования, которая, если состоится, изменит — и не в лучшую сторону — жизнь миллионов россиян, остается практически незамеченной ни крупными федеральными СМИ, ни их аудиторией. Иначе говоря, о готовящемся переводе образования и здравоохранения на платную основу не знает большинство жителей России, а те, кто знает, уверены, что не могут ничего изменить.
В такой ситуации трудно удержаться от аналогий и не вспомнить, когда среднее образование в России в последний раз было платным. Перевести старшую школу и Высшие учебные заведения на коммерческую основу постановил Совнарком в 1940 году — когда уже шла 2ая мировая война и надвигалась ВОВ.
Это постановление имеет смысл привести полностью:
№ 27 от 26 октября 1940 года
Постановление № 638
«Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий».
Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:
1.Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.
2.Установить для учащихся 8−10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение:
а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик — 200 рублей в год;
б) во всех остальных городах, а также селах — 150 рублей в год.
Примечание. Указанную плату за обучение в 8−10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений.
1.Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР:
а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, — 400 рублей в год;
б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, — 300 рублей в год…
Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. Молотов
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР М. Холмов
Москва, Кремль. 2 октября 1940 г. № 1860.
Этот странный для коммунистического государства возврат к коммерческому образованию обусловлен прагматическими соображениями: в СССР на тот момент было куда больше нужды в рабочих руках, чем в людях с высшим образованием. К тому же, военные учебные заведения оставались бесплатными — а значит, после школы-семилетки мальчишек стимулировали идти в летные, танковые и тому подобные училища. Надвигалась война, и правительство не могло этого не понимать.
Было и еще одно, на сей раз не столь прагматичное, соображение. Введение платы за образование — такой, какую могли легко позволить себе уже имеющиеся специалисты с высшим образованием, но не могли низший класс советского общества — было серьезным шагом к закреплению новой сословности в советском обществе. Сын техника мог стать техником, сын рабочего с большой долей вероятности оставался рабочим, сын колхозника — колхозником. Если, конечно, не шел в армию или партию, которые были единственными работающими социальными лифтами.
Сталин почти сделал такое общество — в нем, если говорить об образовании, было восстановлено даже раздельное обучение девочек и мальчиков. Но чуть-чуть не успел: скончался в 1953 году. Отменили платное и раздельное образование в 1954 году. То есть сразу после наметившегося поворота к «ленинским ценностям».
Накладывая советскую историю на нынешнее положение дел, возникает следующий вопрос: что именно сейчас нужно государству, изменяющему систему образования? Страна готовится к войне (это можно предположить и по некоторым шагам военной реформы, например, по тотальному внедрению «паспортов призывника») или хочет новой сословности?
Надеемся, что первого не произойдет. А если второе — то ввести сословность нынешнему руководству России будет еще сложнее нежели СССР. У «отца народов» было под началом общество, еще хорошо знавшее прежнюю сословность и не владеющее, в массе своей, высшим образованием. В современной же России процент выпускников вузов не в пример выше, а бессословное общество — стараниями товарищей Хрущева, Брежнева и других — все-таки было построено.
Следует отметить, что от платного образования его качество не увеличится, следовательно - это очередная весточка о том, куда мы катимся. К сожалению это идет все о покорности и терпимости общества к нынешней власти, неизвестно, что должно произойти, чтобы у людей открылись глаза. https://zen.yandex.ru/media/worldofnews/srednee-obrazovanie-v-rossii-budet-platnym-5bc753da067c8400ac554973?from=feed
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1