ТИЗЕР «HIStory».
ПОСЛАНИЕ МАЙКЛА ДЖЕКСОНА (часть 1)
В самом начале мы видим чёрный экран и слышим речь: "Diversaj nacioj de la mondo konstruas cxi tiun skulptajxon en la nomo de tutmonda patrineco kaj amo kaj la kuraca forto de muziko".
Майкл Джексон использовал международный язык эсперанто, название которого неслучайно означает "надеющийся". Сам язык и интернационализм, который он представляет, являются ключом к пониманию "HIStory".
Первая фраза в тизере переводится с эсперанто как "Различные народы мира строят эту скульптуру во имя глобального материнства и любви, а также исцеляющей силы музыки".
И язык, и слова указывают на веру Майкла Джексона в важность глобальной коммуникации, как условия создания глобальной гармонии, в частности, на его веру в силу музыки, как средство объединения разных наций мира в Мире и Любви.
Почему Майкл использовал язык, который понимают так мало людей, чтобы начать фильм и представить его тему? Я думаю, что одной из главных причин было пробудить наше любопытство и подтолкнуть нас к определению языка и раскрытию значения слов. Потому что поиск ответов на эти вопросы непременно приводит нас к поиску ответов на более масштабные вопросы.
Майкл Джексон не только обладал широкими и глубокими познаниями и пониманием в области мировой истории и истории кино, но и с невероятной художественной лёгкостью соединил их воедино в тизере "HIStory", чтобы наполнить этот короткий фильм таким большим смыслом.
Вообще, я вижу тизер "HIStory" как сложный коллаж из отсылок к знаменитым фильмам, каждый из которых наполнен эмоциональной силой и исторической информацией, которые так надёжно закрепились в сознании людей. И всё это собрано вместе, чтобы рассказать историю самого Майкла Джексона, и, как я уже писала в начале этой рубрики, его версию истории - историю влиятельного чернокожего артиста, который несмотря ни на что, не "благодаря", а скорее "вопреки" прославился в доминирующем белом обществе, помещая себя и свой опыт в гораздо более широкий контекст, представляя понимание своего личного опыта, а также опыта каждого, кто оказался в ловушке системы, призванной возвысить одну группу за счёт другой.
Тизер "HIStory" - это урок истории от Майкла Джексона.
С помощью тизера Майкл показывает нам, как должно быть, как использовать всё разрушительное из истории и обернуть в созидательное. И он нацеливается на систему, которая только что провела его через ад (беспочвенные обвинения в надругательстве над ребёнком в 1993 году). Он предлагает нам свою версию того, как должно быть в нормальном и гармоничном обществе.
Зарубежные критики и простые обыватели обвиняли его в том, что он использовал нацистский документально-пропагандистский фильм "Триумф воли" и показал себя в тизере диктатором и богом. До сих пор на разных платформах и среди так называемых "поклонников" Майкла Джексона это абсурдное утверждение пользуется популярностью. Об этом пишут и это тиражируют, к сожалению. Что ж, это так знакомо и так удобно - снова и снова обвинить Майкла в том, что претит самой его сути. Он сказал в интервью Дайан Сойер, что "там вообще нет ничего такого [с таким смыслом]". Майкл не использовал фильм, чтобы показать свою благосклонность к идеям нацизма, - как раз наоборот. И как человек, который любил искусство кинематографа и прекрасно в нём разбирался, Майкл использовал отсылки не к одному фильму, а к множеству!
В своих беседах с раввином Ботичем в книге "The Michael Jackson Tapes", опубликованной в 2009, году Майкл сказал:
"Когда я узнал, сколько детей погибло только во время Холокоста... Какой человек может сделать что-то подобное? Я не понимаю. Неважно, какой расы человек. Я этого не понимаю. Никак не понимаю. Правда. Что это за условности... Я не понимаю таких вещей. Кто-то же заставляет тебя так сильно ненавидеть? Возможно ли, чтобы такое могло случиться с твоим сердцем? (...) Гитлер был гениальным оратором. Он был способен заставить так много людей повернуться, измениться и... возненавидеть. Он должен был быть шоуменом, и он им был. Прежде чем говорить, он делал паузу, пил немного воды, а затем прочищал горло и оглядывался. Это было то, что делал бы артист, пытаясь понять, как держать внимание своей аудитории".
Раввин Ботич спрашивает его об этом, просто чтобы прояснить:
"Ты - противоположность Гитлеру? Бог дал тебе твою феноменальную харизму, и пусть он [Гитлер] пробудил в человеке зверя, ты хочешь пробудить невинность и доброту в человеке". Майкл Джексон: "Да, это так".
Гитлер использовал свои таланты для пропаганды предрассудков и ненависти. Майкл Джексон использовал свои таланты для пропаганды любви во всём мире. Благодаря силе своего искусства, способного глубоко проникать в наши эмоции и затрагивать их, он создал новые ассоциации. Он перенастроил наш мозг. Он изменил то, что заводит людей. Для одного худенького молодого человека этого уже было более чем достаточно, но ему удалось достичь намного большего.
Майкл Джексон был большим поклонником фильма "Three Stooges" / "Три балбеса". В 1940 году именно они были среди первых в кинематографе, кто разоблачал и высмеивал нацистскую Германию в своей короткометражке "You Nazty Spy!" / "Ты наглый шпион!" (афиша на фото 1).
Кроме того, Майкл был большим поклонником творчества Чарли Чаплина. Его номинированный пять раз на премию "Оскар" смелый полнометражный шедевр 1940 года "Великий диктатор" высмеивает "Триумф воли" и другие подобные пропагандистские фильмы, и при этом искусно противостоит нацистской идеологии и подрывает её. И в фильме "Великий диктатор" Чаплин использовал... язык эсперанто!
И Майкл Джексон использовал образы, так глубоко засевшие в сознании людей, связанные с "Триумфом", чтобы сравнить культуру, которая пыталась уничтожить его самого, с нацистской Германией, и аккуратно ссылается на сюжет и тему "Великого диктатора" не только для того, чтобы разоблачить зло, которое прославляет "Триумф", но и для того, чтобы предложить альтернативное видение, сопоставленное со знаменитой заключительной речью Чаплина в фильме "Великий диктатор" (фото 2).
Конечно, Майкл Джексон был очень хорошо осведомлён о судьбе Чарли Чаплина, изучал его фильмы и его жизнь на протяжении десятилетий, дружил с его семьёй, навещал её в Швейцарии. Он почти наверняка знал, как "Великий Диктатор" способствовал повороту общественного мнения против Чаплина. Конечно, фильм доставил ему немало неприятностей. Такой интернационализм (антинационализм) привёл Чаплина к тому, что его обвинили в "неамериканстве".
Глобальная популярность Майкла Джексона, безусловно, свидетельствует о том, что люди во всём мире отзываются о нём, как "одном из нас". Он чувствовал себя человеком мира. Он помнил, что случилось с Чаплином. И тем не менее, Майкл пошёл на этот риск. Значит, он обязательно хотел донести до нас и смысл песен своего альбома, и смысл тизера.
В первой части тизера доминирует прошлое, архитектурно, исторически и кинематографически. Тизер начинается с неподвижного кадра, показывающего нам венгерского турула, или сокола (фото 3). Изображения этой птицы можно увидеть и на воротах Королевского дворца, и на мосту Свободы, и в других местах Будапешта.
Турул - самая важная птица в мифе о происхождении венгерского народа. Это божественный посланник, который сидит на вершине древа жизни вместе с другими душами нерождённых детей (в виде птиц). По легенде, этот вестник Богов появляется лишь в преддверии знаковых событий в жизни [венгерского] народа, неся на своих крыльях перемены к лучшему в его судьбе. Однако, я встретила на просторах сети попытки обвинить Майкла в том, что он таким образом отсылает нас к приверженности железному нацистскому орлу из середины "Триумфа". Но Майкл всего лишь показывает, что символы, укоренившиеся в нашем сознании, должны быть правильными, что нужно измениться ради будущего и не нужно использовать разрушительное из предыдущего опыта.
В начальной сцене фильма пустой экран и слова на эсперанто сопровождаются и накладываются на отрывистый ритм ботфортов, далее следуют изображения сапог на земле. Затем в кадре появляется группа марширующих солдат на Цепном мосту Сечени с красными знамёнами (фото 4). Мы видим их сквозь крылья каменного турула (фото 5). Мы видим, как военные несут в руках штандарты с изображением статуи с буквами, похожими на кириллицу, а также со звездой в круге, венчающей штандарт (фото 6). Подобного плана по конструкции знамёна используются в нашей стране, в настоящее время их может увидеть любой желающий на Параде Победы (на фото 7 - штандарты фронтов на Параде Победы в Москве в 2015 году). Использование подобия именно этих знамён Победы над фашизмом, конечно же, выбрано Майклом Джексоном не случайно.
Затем кадр переключается на изображения рабочих, черпающих реки расплавленного металла, что напоминает фильмы, иллюстрирующие в том числе и советскую промышленную мощь (фото 8). Здесь звуковым сопровождением была выбрана главная музыкальная тема фильма "Терминатор 2" (выбор не случаен, главный герой пытается предотвратить глобальную войну и сохранить и защитить человечество, ну и, конечно, все мы помним "I'll be back", что переводится как "Я вернусь") (фото 9). Таким образом, Майкл заявил, что он не позволит никому сломить себя. Он возвращался с размахом.
А помните фразу из фильма "Терминатор 2": "Если уж Терминатор понял ценность человеческой жизни, значит и мы, люди, тоже, наверное, сможем..."?
Учитывая, кем был Майкл Джексон и за что он выступал, начало фильма указывает на то, что здесь есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд, что происходит что-то очень интересное - что-то, что становится намного яснее, как только вы осознаете и поймёте значение использования эсперанто в тизере и поймёте значение слов. Поскольку слова объясняют, что эти рабочие не представляют рабочих какого бы там ни было тоталитарного режима. Они представляют разные страны мира, которые объединились, чтобы построить памятник человеку, посвятившему своё искусство прославлению мира во всём мире...
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Michael Joseph Jackson: философия и вдохновение
Комментарии 1