В 1939 году Юрий Озеров стал студентом режиссерского факультета Института театрального искусства им. Луначарского (впоследствии переименованного в ГИТИС). Однако учиться ему довелось недолго. Юрий был призван в армию и служил рядовым связистом, а с началом войны был прикомандирован к Генеральному штабу.
После окончания краткосрочных офицерских курсов при Академии им. Фрунзе он получил первое офицерское звание. Юрий Озеров принимал участие в битве под Москвой, в составе 1 и 4 Украинских фронтов дошел до Карпат, затем воевал в Польше (2 и 3 Белорусский фронты), в звании майора, принимал участие в штурме Кенигсберга. По словам Озерова, во время боя за Кенигсберг он дал себе слово: когда-нибудь снять кино обо всем увиденном и пережитом.
Возвратившись в студенческую аудиторию, майор Озеров увидел вчерашних школьников, смотревших на мир совершенно по-другому, чем он. Переход с режиссерского на театроведческий факультет ничуть не улучшил эту ситуацию. После недолгих размышлений Озеров поступил во ВГИК на курс И. Савченко. Выпускники этого курса стали гордостью советского кинематографа: среди соучеников Ю. Озерова были Александр Алов, Владимир Наумов, Марлен Хуциев, Сергей Параджанов. Именно этому поколению довелось открыть новую страницу отечественного кино. 'Тени забытых предков', 'Весна на Заречной улице', 'Застава Ильича', 'Легенда о Тиле', 'Бег', 'Тегеран-43' - эти и другие фильмы учеников Савченко можно охарактеризовать как поиски своего стиля и индивидуального художественного взгляда.
В отличие от них, творческая манера Озерова была консервативной и достаточно монументальной. Окончив ВГИК в 1951 году, Ю. Озеров стал работать на студии Мосфильм. В 1952 году он дебютировал видовым фильмом о Никитском ботаническом саде, снятым на редкую по тем временам цветную пленку .
В 1953 году молодой режиссер снял документальную ленту о цирке 'Арена смелых', получившую приз на Венецианском фестивале. Далее последовал фильм-концерт ' В праздничный вечер', в котором принимали участие легендарные исполнители того времени (Ойстрах, Рихтер, Коган и др.). Первым игровым фильмом Ю.Озерова стал 'Сын' (1955) с восходящей звездой Леонидом Харитоновым, в 1958 году вышла картина 'Кочубей', посвященная событиям Гражданской войны, а в 1959 – советско-албанский фильм 'Фуртуна', действие которого разворачивалось в Албании времен Второй мировой войны. Особняком в этом ряду стоит советско-чехословацкая лента 'Большая дорога' (1962 г.), посвященная Ярославу Гашеку и снятая в типичной для этого писателя гротескно-иронической манере.
Все эти ленты были лишь прологом к тем фильмам Юрия Озерова, которые принесли ему всемирную славу. Толчком к их созданию стал лауреат премии Оскара-1963 американский фильм 'Самый длинный день', рассказывавший о Втором фронте без упоминания событий, происходивших к востоку от него. После разговора в Политбюро Озеров получил госзаказ на создание цикла фильмов, посвященных победе СССР над фашизмом. Шестисерийная эпопея создавалась по сценариям Ю. Бондарева и О. Курганова при участии кинематографистов многих стран. Первый фильм, 'Огненная дуга' (1970), был посвящен Курской битве (хотя и снимался под Переяславом-Хмельницким). Одновременно с ним был показан и второй фильм эпопеи,'Прорыв', описывающий события войны от операции под Харьковом до Тегеранской конференции.
Нет комментариев