После окончания Второй Мировой войны главными дальними бомбардировщиками США и СССР были самолеты Boeing B-29 Stratofortress и Туполев Ту-4. Однако, не смотря на свою прогрессивность они были слишком тихоходными. Война в Корее показала, что малая скорость и высота полета не позволяли бомбардировщикам эффективно наносить авиаудары, более того, самолеты становились легкой добычей первый реактивных истребителей. Было ясно — поршневые двигатели уступили место реактивным.
В конце 1940-хх годов начались проработки проектов реактивных бомбардировщиков. Одним из первых был знамениты туполевский Ту-16, способный патрулировать небо и море на расстоянии нескольких тысяч километров.
Однако, перед СССР была еще одна, куда более сложная задача. У обеих сверхдержав было ядерное оружие, но, у США были союзники в Европе и они имели возможность размещать стратегическую авиацию на ее территории и, в случае войны, наносить ядерные удары по СССР. Советской же авиации для нанесения аналогичного ответного удара нужно было преодолеть огромное расстояние. Эта проблема должна была быть решена.
Техническое задание было коротким: нужен был самолет, способный доставить 5-тонную атомную бомбу на дальность 12 000 километров, иметь скорость до 950 км/ч и летать на высоте 12-13 километров. В то время такая задача казалась просто безумной.
Собственно, Туполев, получив такое задание так и решил. Реактивные двигатели в то время были слишком сложны и ненадежны. Достичь такой дальности, как он считал, можно было только с турбовинтовыми двигателями. В итоге, он занялся близким проектом и его концепция переросла в будущий Ту-95.
Тем не менее, проект закрыт не был. За него взялся Владимир Мясищев. Работая в МАИ он прорабатывал возможности создания и применения дальних бомбардировщиков с реактивными двигателями и подал заявку. В 1951 году разработка «изделия М» была официально начата.
На работу были предоставлены серьезные ресурсы, но времени почти не было. Единственным подходящим двигателем для самолета был АМ-03 разработки Микулина. Были двигатели с лучшими расходными характеристиками, но они были недостаточно мощными для четырехмоторной версии (у Boeing была аналогичная проблема и они решили пойти путем многомоторности — на B-52 Stratofortress их 8).
Множество инноваций вносились во все элементы самолета: крыло впервые в СССР было сделано гибким, что критиковалось в инженерных кругах, но оправдало себя (сейчас такая конструкция применяется во всех самолетах с крупным крылом), так же было применено множество новых материалов и сплавов. Так же одним из крупных новшеств было применение шасси велосипедной схемы (основные опоры одна за другой вдоль фюзеляжа).
Сборка первого прототипа началась в 1952 году. Работа велась круглые сутки в три смены. Уже в конце года самолет был доставлен в Жуковский. Первый полет прототип М-4 совершил 20 января 1953 года. Самолет мог летать на расстояние в 9050 километров на скорости до 800 км/ч.
В 1954 году опытные самолеты (тогда их было уже 2) были переданы на государственные испытания. Тогда же, второй борт был показан публике 1 мая пролетев над Красной площадью.
После доводок в процессе испытаний дальность возросла до 10 500 километров.
Серийное производство было начать уже в 1954 году. Но слишком сжатые сроки работ давали о себе знать. При производстве возникало множество сложностей, а в конструкцию постоянно вносились изменения — это задерживало выпуск. С огромным трудом была выпущена партия из 32 самолетов, 3 из которых вскоре погибли, похоронив с собой экипажи. Одна катастрофа произошла при перегонке в строевую часть из-за попадания в грозу. Другая — во время приемо-сдаточных испытаний из-за пожара, возникшего в результате разрушения прослабленного топливопровода, с которого в борьбе за уменьшение веса сняли «лишние» узлы крепления. Третья катастрофа случилась также при облете самолета заводским экипажем. После взлета М-4 слишком сильно задрал нос, потерял скорость и упал.
Вызвавший при создании немало проблем М-4 стал первым в мире реактивным тяжелым стратегическим бомбардировщиком, поступившим в строевые части. Он на несколько месяцев опередил заокеанский В-52, который так же с огромными трудностями попал в парк ВВС США в 1955 году.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев