В последнее время получил распространение «метод замещающего онтогенеза» (автор А.В. Семенович), который основывается на теории А.Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга и учении Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов. Его называют еще психомоторная или нейропсихологическая коррекция, иногда используются термины "сенсомоторная коррекция", "двигательная коррекция".
В последние десятилетия специалисты отмечают рост числа детей с отклонениями в психическом развитии. И не всегда это обусловлено родовыми травмами. Иногда к этому приводят недостатки постнатального развития.
Современный образ жизни детей (недостаточность подвижных игр в коллективе сверстников, увлеченность «гаджетами», влияние которых на нервно-психическое состояние ребенка вполне определено), не обеспечивает полноценное психическое развитие. «Обедненность окружающей среды накладывается на деформацию церебральных и соматических механизмов развития» (А. В. Семенович).
Неразвитость ведущей возрастной деятельности детей, приводит к тому что, в настоящее время дети затрудняются с заданиями, с которыми справлялись их сверстники 20 лет назад. И традиционные коррекционные воздействия, направленные на коррекцию тех или иных нарушенных психических функций, затрудняющих усвоение школьной программы, в настоящее время оказываются малоэффективными. Например, если у ребенка ослаблена память, то ее тренируют через различные задания на запоминание. При этом не учитывают, что несформированность памяти в детском возрасте скорее всего обусловлена нарушением работы определенных зон мозга, которые были обеднены еще в младенческом возрасте.
Двигательная активность в младенчестве и раннем возрасте активизирует ряд важнейших процессов. Нормальное двигательное развитие включает в себя определенную последовательность двигательных навыков. Сначала ребенок лежит на спине, учится поворачиваться на живот, упираться руками, садиться, ползать на четвереньках, ходить. Именно двигательная активность в младенчестве активизирует работу головного мозга. Психическое развитие ребенка должно пройти ряд этапов в соответствии с внутренним генетическим механизмом. Дело в том, что сенсомоторный уровень является основанием развития высших когнитивных функций, тех самых, что обеспечивают интеллектуальный уровень и помогает успешно учиться, что особенно волнует современных родителей и они усиленно готовят своих детей к школе с раннего возраста. Сейчас так популярны именно развивающие центры для детей и невдомек современным родителям, что если ребенок недоползал, то и учиться читать ему будет сложновато. Да, именно такие сложные связи между психическими функциями существуют в человеческой психике. И неспроста нейропсихология, изучающая связь между психическими функциями и отделами мозга, одна из самых сложных наук современности. Все должно случиться вовремя. По мере взросления, на каждом возрастном этапе активируются определенные отделы мозга, если их вовремя и правильно не простимулировать, то позже будут проблемы. В первые три года важен тактильный контакт с ребенком, важно его психоэмоциональное развитие. Родителям нужно знать, что ранее развитие - это активное включение ребенка в быт, когда ребенок с помощью взрослых узнает, как устроен этот мир. Обычного, повседневного, эмоционально насыщенного общения с мамой и папой, достаточно для полноценного раннего развития ребенка. Начинать учить писать, читать хорошо лет с 5-6, когда появляется естественный интерес к этим процессам. Дети, которых начинают учить загодя, отличаются от сверстников в своем возрасте, но к 8 годам все сравниваются, эффект не сохраняется, и учиться на опережение никак не получится.
Другая группа методов коррекции проблем детского психического развития— методы двигательной и телесно-ориентированной коррекции. Их путь - воздействие через телесный опыт для формирования психических функций.
Отечественная нейропсихология описывает базовые закономерности и принципы развития психической деятельности в онтогенезе. Сенсомоторный уровень — это фундамент становления высших психических функций (ВПФ).
Цель МЗО — мозговое развитие. Специально подобранные упражнения оказывают стимулирующее воздействие на мозговые структуры, то есть на так называемый сенсомоторный уровень (этим термином подчеркивается связь между движением и собственно психическими функциями — восприятием, памятью, мышлением, речью) и тем самым обеспечивается психическое и психологическое развитие ребенка.
Метод замещающего онтогенеза помогает настроить функционирование структур мозга, так как коррекционный процесс протекает по законам естественного онтогенеза, помогая ребенку восполнить пробелы развития.
Занятия проводятся в Краснодаре, ул. Северная 125, второй этаж.
контактный телефон: 8 (918) 156 - 65 - 75
Программа по МЗО обязательно включает дыхательные, глазодвигательные упражнения, а также «растяжки» и «ползания».
Дыхательные упражнения. Правильный ритм дыхания у детей является основой произвольной саморегуляции. Ритмичное дыхание обеспечивает хорошее самочувствие, энергетический тонус, развивает концентрацию внимания. Ритмирование организма через дыхание — основа нейропсихологической коррекции СДВГ (по Сиротюк А.Л.).
«Растяжки» — система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. «Растяжки» позволяют скорректировать мышечный тонус, нарушения которого может являться как показателем, так и причиной нарушений психического развития или здоровья ребенка (гипо- или гипертонус). Всем известно такое явление, как ходьба или даже бег "на цыпочках" ребенка раннего возраста.
Глазодвигательные функции одна из ранних сенсомоторных функций в онтогенезе (2-4 мес). Глазодвигательные упражнения - отслеживание предмета глазами на разных уровнях и направлениях. Выполняются примерно также, как и диагностика у невропатолога, но здесь цель именно тренировка. В норме оба глаза двигаются одновременно и плавно, не соскальзывают с предмета и не отстают друг от друга. Этот блок упражнений очень важен, потому что ядра черепных нервов, управляющих движениями глаз находятся в структурах, которые отвечают энергетическое обеспечение работы мозга. Глаза иногда называют мозгом вынесенным наружу. К моменту рождения ребенка эти структуры должны созреть. В случае их дефицитарности соответственно страдают функции регуляции психического тонуса.
Формирование базовых сенсомоторных взаимодействий («Ползание») направлено на формирование координации движений. Включает упражнения на ползание вперед, назад, вправо и влево.
С помощью МЗО формируется база для полноценного «включения» психических функций (внимание, память) в овладение школьными знаниями.
Таким образом, МЗО или сенсомоторная коррекция - это коррекционно-развивающий комплекс, позволяющий подтянуть запаздывающие в своем развитии функции головного мозга через двигательные упражнения.
При внедрении данного метода стоит учитывать, что МЗО, как и любой другой метод, имеет противопоказания, поэтому лучше проконсультироваться со специалистом.
Литература.
А. В. Семенович. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. — М., 2007: -474с.
2. Симерницкая Э. Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. — М.,1985.
3. Рыбаченко А. Б., Барба М. Ф., Кравченко М. И. Телесно-ориентированные практики в работе с детьми. Метод замещающего онтогенеза // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 99-101.
#детскийпсихолог #психологвкраснодаре #истерикауребенка #гиперактивныйребенок #ребенкаобижаютвшколе #опытныйпсихолог #семейныйпсихолог
Нет комментариев